Исследование проводилось в 1999-2000 годах на основе экспертного опроса экспериментальной и контрольной группы специалистов в области преподавания иностранного языка.
Экспериментальная группа (условно названная группа А) включает в себя всех преподавателей кафедры раннего обучения иностранным языкам БГПУ (9 человек) и 15 преподавателей иностранного языка в дошкольных образовательных учреждениях №№ 170, 163, 156 Ленинского района, №№ 248, 245 и лицея Европейской культуры Индустриального района, №№ 16, 92, 125 Октябрьского района, № 193 и лицея "СУЗУКИ" Железнодорожного района, №№ 86, 115, 116 Центрального района.
Контрольная группа (условно названная группа Б) состоит из специалистов кафедры методики преподавания иностранных языков ФИЯ БГПУ (6 человек) и кафедры иностранных языков АГУ (4 человека), а также 15 преподавателей иностранного языка школы № 93 Ленинского района, № 127 Индустриального района, № 25 Октябрьского района, № 42 Железнодорожного района, № 22 Центрального района.
Основной метод исследования - экспертный опрос. В ходе исследования собрано и обработано 61 экспертная карточка и анкетный лист.
Объектом настоящего исследования является профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности (значимость и специфика профессионально-педагогических умений) профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
Цель исследования: выявить значимость и специфику профессионально-педагогических умений специалиста в области раннего обучения иностранному языку, характеризующих психолого-педагогические особенности его профессиональной компетентности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить значимость профессионально-педагогических умений преподавателя иностранного языка в ДОУ.
2. Выявить однородность и различие в экспертных оценках внутри и между обследуемыми группами.
3. Определить внутреннюю структуру и связи блоков профессиональной компетентности в изучаемых группах.
4. Посредством экспертного опроса выявить специфику профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
5. На основе полученных данных проверить выдвинутые предположения.
Специфика исследуемой проблемы состоит в ее неразработанности как в содержательном, так и в экспериментальном плане. О.М. Краснорядцева, исходя из практики аттестационной деятельности, заключает, что адекватного способа изучения профессиональной комптентности в настоящее время нет .
В свою очередь, приходится констатировать, что применительно к профессионализму преподавателя иностранного языка в ДОУ существует ряд факторов, усугубляющих подобное положение. Во-первых, нет объективных нормативов (профессиографических и квалификационных требований), а, следовательно, и критериев для изучения уровня развития профессиональной компетентности подобных специалистов. Во-вторых, подавляющее большинство специалистов по раннему обучению иностранному языку имеют специальность "преподаватель иностранного языка в общеобразовательном учреждении", что прямым образом сказывается на их профессиональной компетентности. И в-третьих, сам статус преподавателя иностранного языка в ДОУ, когда единицы работников состоят в штатном расписании, затрудняет какие-либо аттестационные и исследовательские процедуры.
Отсюда вся специфика ситуации. Отсутствие экспертов в самом дошкольном учреждении, способных оценить профессиональную компетентность педагога; разобщенность преподавателей иностранного языка в ДОУ как социальной и профессиональной группы (отсутствие элементарных рабочих связей, обмена опытом и так далее), так как работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации практически не ведется. В городском и районных отделах образования нет четких сведений относительно того, в каких ДОУ проходит обучение иностранному языку. По состоянию на 01.09.1996 года всего в городе данная обрзовательная услуга предоставлялась в шестидесяти дошкольных образовательных учреждениях из ста семидесяти семи существовавших. Однако, число таких учебных заведений ежегодно варьируется.
Информация о ообразовании:
Анализ результатов формирующего воздействия
Для того чтобы выяснить результаты формирующего воздействия был проведен контрольный эксперимент. Суть его заключалась в следующем: экспериментальной и контрольной группам детей были предложены те же методики, что и при констатирующем эксперименте (методика оценки КОС и диагностика «помех»). Дети т ...
Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются: • ограниченность двигательной сферы; • неполнота содержани ...
Появление и развитие школьной и дошкольной системы образования
История развития школы начинается с древнего мира. Однако, школьная система, как мы ее знаем сейчас начала складываться в 19 веке. В данном параграфе мы рассмотрим историю формирования современного среднего образования и способы управления этой системой. В крупнейших странах Западной Европы и в США ...