Вместе с тем в провинции библиотеки зачастую служат для школьников практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжных ресурсов, причем по мере удаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже. В то же время потребности школьников в новой, актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейся реформой школы. В результате во многих регионах России запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными.
Дети 11—14 лет на вопрос о том, какие книги они хотели бы прочитать, но не могли найти, назвали книги о природе и животных (16% ответивших), приключения и «ужастики» (11%), сказки (7%). Подростки отметили фантастику (8%), книги по технике (7%), истории (4%) различную научно-популярную литературу (3%). Количество разнообразных тем, по которым детям нужны книги, огромно. Казалось бы, литературы по этим темам издается немало. Но из-за того, что она не попадает в регионы, дети испытывают неосознаваемый ими самими «книжный голод». Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.
В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». Телевидение продолжает занимать значительное место в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.
В крупных городах альтернативой телевидению выступают новые медиа. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, после его освоения, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности и займет в ней надлежащее место. Книга не уйдет, и чтение также. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять эти средства для развития юной личности.
Информация о ообразовании:
Организация школы
1. Организация себя – это прежде всего самоорганизация и понимание происходящих процессов и самоопределение относительно них (например: можно пытаться разобраться в содержании Школы, выделяя главным образовательный процесс или спать в комнате, выделяя наиболее значимым какой-то другой процесс). 2. ...
Обучение способам словообразования детей старшего дошкольного возраста в
повседневной жизнедеятельности
Формирование грамматической стороны речи ребёнка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Практика рече ...
Художественные произведения в курсе преподавания психологии
Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художес ...