В культурной жизни страны произошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественной истории, истокам национальной культуры, утраченным традициям. Эти изменения существенно повлияли и на работу библиотек.
Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Наши исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, что происходит процесс изменения старой модели освоения детьми книжной культуры на новую.
Каковы же новая картина и новая модель чтения (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру? Сразу отметим, что в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, а в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.
Мы будем опираться только на результаты социологического исследования чтения школьников VII и Х классов. Согласно нашим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала, причем если пятая часть опрошенных на чтение тратила до 30 мин. в день, то треть из них читала от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в день. Но, как правило, большая часть тех, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрасте составляет 43%, то к Х классу она падает до 17%, и в то же время доля тех, кто среди младших выбрал вариант ответа «читаю редко, не люблю», растает с 8% до 17% в старших классах. Отношение к чтению — важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется.
Результаты исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40% в нем составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше 21%
На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту.
Если журналы часто покупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат в основном домашние, публичные и школьные библиотеки. Так, по данным упоминавшегося опроса учащихся в различных регионах России (2001), в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. На втором месте была общедоступная (публичная) библиотека (18%), на третьем — покупка (16%). Подростки, юноши и девушки также берут книги у друзей, причем с возрастом доля этого источника увеличивается более чем в три раза (с 6% до 21%), занимая у старшеклассников второе место после домашней библиотеки. На последнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека, которой пользуется примерно каждый девятый школьник. В целом же доля всех «домашних» источников получения книг составляет примерно 60%, а библиотек — около 30%.
Информация о ообразовании:
Формирование учебных групп на базе школы
Основным принципом формирования учебных групп является добровольность и самоопределение. Вступление в то или иное творческое объединение обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет с учетом и ...
Перечень
необходимых прикладных программ, системного программного обеспечения и
оборудования
Для проведения уроков по теме «Информация. Информационные процессы и системы» необходимы следующие аппаратное и праграммное обеспечения: Операционная система Windows XP, Windows 7; пакет Microsoft Office 2007; антивируссная программа Eset Nod32 Smart Security; программа перевода единиц измерения Ve ...
Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...