В культурной жизни страны произошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественной истории, истокам национальной культуры, утраченным традициям. Эти изменения существенно повлияли и на работу библиотек.
Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Наши исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, что происходит процесс изменения старой модели освоения детьми книжной культуры на новую.
Каковы же новая картина и новая модель чтения (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру? Сразу отметим, что в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, а в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.
Мы будем опираться только на результаты социологического исследования чтения школьников VII и Х классов. Согласно нашим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала, причем если пятая часть опрошенных на чтение тратила до 30 мин. в день, то треть из них читала от получаса до часа. Около 42% читали более одного часа в день. Но, как правило, большая часть тех, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрасте составляет 43%, то к Х классу она падает до 17%, и в то же время доля тех, кто среди младших выбрал вариант ответа «читаю редко, не люблю», растает с 8% до 17% в старших классах. Отношение к чтению — важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется.
Результаты исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40% в нем составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше 21%
На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту.
Если журналы часто покупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат в основном домашние, публичные и школьные библиотеки. Так, по данным упоминавшегося опроса учащихся в различных регионах России (2001), в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. На втором месте была общедоступная (публичная) библиотека (18%), на третьем — покупка (16%). Подростки, юноши и девушки также берут книги у друзей, причем с возрастом доля этого источника увеличивается более чем в три раза (с 6% до 21%), занимая у старшеклассников второе место после домашней библиотеки. На последнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека, которой пользуется примерно каждый девятый школьник. В целом же доля всех «домашних» источников получения книг составляет примерно 60%, а библиотек — около 30%.
Информация о ообразовании:
Конфуций - первый крупный педагог Китая
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли. Благодаря Конфуц ...
Воспитание патриота, гражданина России на уроках
изобразительного искусства
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Патриотическая система воспитания в школе направлена на: а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры; б) формирование дух ...
План урока
Предмет: Материаловедение и электрорадиоматериалы Группа 636 Тема: Классификация и основные свойства а) обучающая: Познакомить учащихся с понятиями и основными свойствами проводниковых материалов, рассказать о их предназначений б) развивающая: Развить интерес к материаловедению и электрорадиоматери ...