В последние десятилетия с целью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельности людей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средством подготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые параллели между понятиями профессиональная подготовка, учебно-практическая деятельность и деловая игра (ПП, УПД и ДИ) и их признаками в связи с тем, что феномены, ими обозначаемые, весьма близки по многим содержательным параметрам. Элементы игрового подхода в профессиональной подготовке подрастающего поколения известны давно. От того, куда оно направит тот избыток сил, если следовать теории Ф. Шиллера, запас энергии, деятельностно-творческой потенциал, зависит участие его в игровой, а затем и в общественно полезной деятельности. Поэтому с древнейших времен люди старались направить игры подрастающего поколения в русло перспективно полезных актов, в дело. Сократ (V век до н. э.) и Платон (V-IV века до н. э.) говорили о необходимости применения игр в работе с обучаемыми.
Вопросами изучения игр посвящено немало работ зарубежных авторов, среди которых В. Вунд, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюллер, З. Фрейд. Некоторым подобием деловых игр были и предшествующие им военные игры-учения. В частности, таковыми стали "Потешные полки", организованные а XVII в. для забав молодого царя Петра, которые явились своеобразной формой подготовки будущего монарха к военно полководческой деятельности.
В наше время аналогии современных деловых игр появились в Санrт Петербурге. Это связано с созданием в 1932 году организационно-производственных испытаний. И позже, в 1932 году, М.И. Калинин говорил о том, что студентами "надо было бы в институте некоторую практику решения жизненно важных задач поставить".
Однако, наиболее широкое распространенные деловые игры получили в связи с началом "эры компьютеризации", возродившись с США в 1957 году. Отечественные научные изыскания по проблемам использования ДИ датированы началом 70-х годов.
В 70-х г.г. Г.И. Щедровицкий изобрел модель коллективного мозгового штурма организационно деятельностную игру, в которой происходит, осуществляется общая мысленная работа, коллективная мыследеятельность, ведется напряженный ситуационный анализ, предпринимается проблематизация, вырабатываются новые ценности, новые цели, средства и методы их достижения, процессы и техно . Что же такое игра? Большинство дефиниций этого вида деятельности человека чаще всего проходит через понятия эмоции, забавы (play) роли, условной деятельности (perform), провила, ограничения от реального производительного труда (game).
Г.В. Плеханов считал, что игра - поражение труда, производная форма деятельности от труда, "дитя труда". Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание истины.
А.С. Макаренко писал: "Игрушка тогда хороша, когда ребенок не играет, а действует" (5, с.40); "вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу"; "игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом".
Информация о ообразовании:
Темы, затрагиваемые в притчах
евангельский притча духовное воспитание Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал рассказы из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветны ...
Урок–практикум
Математический материал, изучаемый в V - VI классах, дает большой простор для составления задач, отражающих вопросы экономии и бережливости. Такие задачи не только способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, но и знакомят с экономической жизнью города, уча ...
Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти
старших дошкольников
Данные исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1. Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень (3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют 50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Ива ...