Однако, средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Мы постарались эффективно организовать поисковую и исследовательскую работу учащихся старших классов. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Так при изучении темы «Телекоммуникационные технологии», ребята старших классов создавали учебные сайты, посвященные растениям, животным, птицам наших лесов, лучшие из которых органично вошли в наш проект.
Для того, чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, использовались следующие развивающие методы и приемы:
Анализ. Этот прием работает очень удачно. На уроке детям предлагается рассмотреть внимательно слайд с мхами: «Что вы можете сказать о мхах по их внешнему виду. Кто видел мхи в лесу? Вспомните свои впечатления от увиденного».
После ответов детей необходимо обобщение, в котором указываются все характерные признаки данной группы растений.
Сравнение. На уроке в первом классе идет обсуждение формы, функций, сходства и различий листиков лиственных и иголок хвойных растений. Учитель подводит детей к выводу, что хвоинки хвойных растений играют ту же роль, что и листья.
Также прием сравнения использовался на уроке в четвертом классе. При рассмотрении растительного мира обеих зон дети сравнивали, какие растения можно встретить в тайге и в смешанном лесу и затем делали вывод, что растительность зависит от климатических условий.
Обобщение. С помощью компьютера легче работать и над приемом обобщения. В учебнике нам зачастую предлагают целый разворот, заполненный разными иллюстрациями, что сбивает детей с толку. А здесь мы можем вывести не экран только те иллюстрации, которые нужны нам на том или ином этапе урока. Пример: если мы обобщали признаки только цветковых растений, то и на экране мы видели травы, кустарнички, кустарники и деревья, но все они относились к одной группе – цветковые.
Классификация. Этот прием мы использовали, когда соотносили по отличительным признакам растения и группы.
Проблемные, поисковые методы также были использованы в нашей работе и проблемные, поисковые методы. Во втором классе дети работали в группах-лабораториях. Здесь четко проводилась дифференциация по уровню сложности. Каждой группе было предложено свое животное. Но все группы решали одну проблему: «Как спасти погибающее животное».
Далее комиссией, в которую входили учитель и два сильных ученика, выслушивалось решение данной проблемы от каждой группы. При подведении итогов дети сами делали выводы и составляли свой «Кодекс правил поведения в природе».
Логичным продолжением данной работы стало домашнее задание, где учитель предлагал детям дополнить статьи кодекса и подобрать стихи о природе, о ее защите, что будет являться подкреплением, выработанного на уроке кодекса.
При подготовке домашнего задания используется поисковый метод с предоставлением детям права выбора.
Игровой метод в начальных классах занимает далеко не последнее место. Понятно, что от того, в какой форме будет задана домашняя работа, зависит с интересом будут ее дети выполнять или она превратится в очередную трудовую повинность.
При выдаче домашнего задания этот метод был использован на уроке в четвертом классе. Сначала учитель предложил детям выбрать по лепестку с ромашки, на обратной стороне которого стояли разные цифры. Затем включили лототрон, где выпадали шары, с аналогичными цифрами и на экране высвечивалась картинка с животным, соответствующим каждой из цифр (рис.3,4).
Надо сказать, что здесь учителю удалось еще и продифференцировать домашнее задание: она подстроила так, чтобы более слабым ученикам, достались знакомые животные (лиса, заяц, волк), а сильные работали с такими животными, как росомаха, горностай. Дети подлога не заметили, а учитель своей цели достиг с успехом.
При подготовке домашних заданий дети могли пользоваться материалом, в виде сайтов, презентаций, буклетов подготовленных старшеклассниками на уроках информатики.
Информация о ообразовании:
Психофизиологическая основа письменной речи
Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию. Структура письма, иерархия обеспечивающих его психических функций и процессов меняются по мере овладения письмом. Письмо младших ш ...
Условия реализации профессиональных образовательных программ
Кадровое обеспечение образовательных программ В ПУ-73 сложился стабильный коллектив преподавателей и мастеров п/о. Образовательный процесс, учебно-методическую и воспитательную работу осуществляет 46 человек. Все преподаватели и мастера п/о имеют высшее образование. Кадровый состав соответствует ли ...
Дидактические игры
Дидактические игры можно использовать как нетрадиционную форму обучения. Основное обучающее воздействие, принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровая форма занятий создается на уроках п ...