В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в музыкальное "эхо", петь и подыгрывать себе и т.д.
Педагогу следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.
Детские инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу звукоизвлечения.
Все детские музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.
1. Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещетки, треугольники, коробочки и т.д.)
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и
развитию слухового сосредоточения.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, колокольчики, цитры, балалайки, гусли, цимбалы и т.д.).
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые, ударные.
Струнные - цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором.
Духовые - флейты, саксофоны, кларнеты, триолы. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы.
Задачи обучения.
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами, постепенно приобретают навыки игры на них.
За период обучения в начальных классах общеобразовательной школы дети овладевают следующим объемом знаний и умений.
Дети должны знать:
названия инструментов;
характер звучания инструментов;
правила пользования инструментами и их хранение;
приемы игры на них;
расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;
название нот и их место на пластинках или клавишах.
Дети должны научиться:
владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках, находить удобную аппликатуру, правильно держать руки при игре на бубне, барабане;
играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру;
пользоваться элементарными динамическими оттенками;
играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
Информация о ообразовании:
Сущность педагогического взаимодействия
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка ...
Анализ результатов формирующего воздействия
Для того чтобы выяснить результаты формирующего воздействия был проведен контрольный эксперимент. Суть его заключалась в следующем: экспериментальной и контрольной группам детей были предложены те же методики, что и при констатирующем эксперименте (методика оценки КОС и диагностика «помех»). Дети т ...
Исторические особенности и этапы развития общественного
дошкольного воспитания в Крыму
Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольно ...