Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

Подробно о педагогике » Педагогические основы социальной работы » Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

Страница 2

II. Начало XVII в. До реформ 1861 г. В этот период, как показывает анализ социально-педагогических источников, происходит становление и развитие системы общественного призрения. Основоположником системы призрения нуждающихся явился Пётр I. Он определил категории нуждающихся, урегулировал частную благотворительность и закрепил его законодательно. Воеводы по приказу царя должны были строить больницы, богадельни, сиротские дома. Именно при Петре I впервые детство и сиротство стали объектом государственной заботы. Для этой цели открывались приюты для незаконнорожденных младенцев, куда их принимали с соблюдением анонимности происхождения и на полное государственное обеспечение. Начинания Петра I продолжила императрица Екатерина II, построив в Москве и Петербурге императорские воспитательные дома для "зазорных младенцев". Она же издала указ, обязывающий губернаторов открывать дома общественного призрения. В конце XVIIIв. Воспитательные дома были открыты в Минске, Гродно, Витебске. Забота о нуждающихся стала традицией императорской семьи. Императрица Мария Фёдоровна в 1789 г. Основала Попечительство о глухонемых детях. Отделения Попечительства осуществляли свою деятельность в Минске, Гомеле, Вильно. Из вышесказанного видно, что фактически в это время развивается социальная политика и законодательство государства, связанные с призрением нуждающихся. Если говорить о теоретических разработках в области социальной педагогики, то здесь можно назвать педагога и общественного деятеля И.И. Бецкого, педагога Н.И. Новикова, писателя А.Н. Радищева, которые считали воспитание движущей силой развития личности. Видным белорусским мыслителем и педагогом XVIIв. был С.Полоцкий.

III. С 60-х гг. XIX в. до начала XX в.Наряду с теоретическим осмыслением социально-педагогических проблем, развивалась практическая социально-педагогическая деятельность. Она осуществлялась в форме частной благотворительности и общественного призрения. В этот период наблюдается переход от государственной деятельности к частной благотворительности. В Беларуси и России создаётся сеть благотворительных учреждений и заведений, оказывающих помощь широкому кругу детей с различными социальными проблемами. Среди них общественные филантропические организации: "Императорское Человеколюбивое общество"; Общество попечения о бедных и больных детях "Синий крест", в рамках которого открылось отделение защиты детей от жестокого обращения. В конце XIXв. в Петербурге Обществом призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов открываются приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Приюты для эпилептиков и умственно-отсталых детей функционировали и на территории Беларуси.

Частная благотворительность на Беларуси осуществлялась за счёт личных средств известных князей и магнатов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапеги и др. На их средства строились и содержались ремесленные училища, школы приюты, сиротские дома и т.п. Например, княгиня И.И. Паскевич содержала приют для девочек-сирот, патронировала одарённых приютских детей с целью дать им достойное образование. Е.В. Потанова основала В Беларуси крупное благотворительное общество "Доброхотная копейка", предназначенное для оказания помощи и поддержки всех обездоленных, в том числе и детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Методические разработки по теме «Элементы ii группы периодической системы Д.И.Менделеева»
Эксперимент начался со знакомства с ученическим коллективом. При этом для получения представления об успеваемости класса по химии была изучена статистика четвертных оценок по химии и проведен констатирующий контрольный срез знаний по этой дисциплине. (Результаты констатирующего контрольного среза з ...

Результаты реализации программы по адаптации детей к условиям детского сада
Прошло некоторое время с тех пор, как ребенок впервые пришел в детский сад. Для подведения итогов адаптационного периода собирается педагогический коллектив группы. Всесторонне обсуждаются настроение, самочувствие, аппетит, сон, заболеваемость, активность ребенка во всех видах деятельности. После о ...

Краткая биография Сократа
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru