Важная тема, которая проходит красной нитью в древнерусских сочинениях, - учение о богоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представители власти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно. Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: "А князи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть не створшему милости хвалится милость на суде…"
Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет "Поучение" Владимира Мономаха и "Моление" Даниила Заточника. Так, "Поучение" Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает, милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать "верующий человек", значит, от него требуется "научение", чтобы стать "благочестию свершителем". Милосердие как нравственный путь самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, не индивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностное спасение указывает путь спасения "своему" племени.
Анализ основных тенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрели подходы к милосердию с позиции "теории казней Божьих". Некоторые учёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифической литературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеи проявляются и в концепции милосердия. В сборнике "Мерило праведное" (см. статью "О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ") возмездие за обиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидит сироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает кары господни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема.
В теории милосердия в XIVв. – первой половине XVIIв. Происходят существенные перемены. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различных теоретических школ – Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других, в-третьих, христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, проявляются его новые течения – от исихазма на отечественной почве до старообрядческих идей, в-четвёртых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Всё это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ "теории призрения", которая со стороны государства первоначально сложилась как "теория нищепитательства".
История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.
Информация о ообразовании:
Теоретические основания проведения
ЕГЭ
Как известно, начиная с 2001 года в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура – ЕГЭ). По проблематике ЕГЭ уже выпущено немало научно-методических и научно-организационных материалов. Среди них сборн ...
Новая образовательная программа «Street Law»
В начале 1970-х гг. в средних школах США появилась новая образовательная программа — «Street Law». Ее аудитория — проблемные подростками, которые не в ладах с полицией и законом. Многие из них в одном шаге от тюрьмы. Цель программ живого права состоит в содействии воспитанию активных граждан, котор ...
Анализ учебников математики с точки зрения развития
пространственных представлений младшего школьника
Программа по математике в начальных классах является органической частью курса математики средней школы. В настоящее время существует несколько программ обучения математике в начальных классах. Самой распространенной является программа по математике для четырехлетней начальной школы. Эта программа ...