Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Подробно о педагогике » Педагогические основы социальной работы » Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Страница 2

Важная тема, которая проходит красной нитью в древнерусских сочинениях, - учение о богоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представители власти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно. Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: "А князи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть не створшему милости хвалится милость на суде…"

Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет "Поучение" Владимира Мономаха и "Моление" Даниила Заточника. Так, "Поучение" Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает, милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать "верующий человек", значит, от него требуется "научение", чтобы стать "благочестию свершителем". Милосердие как нравственный путь самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, не индивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностное спасение указывает путь спасения "своему" племени.

Анализ основных тенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрели подходы к милосердию с позиции "теории казней Божьих". Некоторые учёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифической литературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеи проявляются и в концепции милосердия. В сборнике "Мерило праведное" (см. статью "О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ") возмездие за обиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидит сироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает кары господни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема.

В теории милосердия в XIVв. – первой половине XVIIв. Происходят существенные перемены. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различных теоретических школ – Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других, в-третьих, христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, проявляются его новые течения – от исихазма на отечественной почве до старообрядческих идей, в-четвёртых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Всё это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ "теории призрения", которая со стороны государства первоначально сложилась как "теория нищепитательства".

История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, помогая развитию его творчес ...

Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, чт ...

Формирование понимания речи
Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятном друг другу языке. Именно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru