Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему.
Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материале монастырской жизни. Кормление "убогих странников" - необходимый атрибут монастырской деятельности. Оно тесно связано с нравственным самосовершенствованием личности, с её постоянной "работой" по спасению своей души. Милосердие как принцип равенства между субъектами рассматривается им в произведении – "О вере христианской и латинской". Отстаивая принципы христианской веры, "милование" как высший критерий в подходе к личности в трудной ситуации Феодосий Печерский считает важнейшей среди человеческих добродетелей, за которую следует воздаяние Бога.
Однако милосердие осмысляется не только в контексте проблематики личности, но и христианских добродетелей. Кирилл Туровский последовательно развивает эту идею в притче "О человеческой душе", где по аналогии с мировым деревом жизни даётся классификация христианских добродетелей. Рассматривая категории "смиренномудрие", "покаяние", "милосердие", "нищелюбие" и другие, Кирилл Туровский располагает их в определённой логике и последовательности. Основа дерева жизни – смиреннолюбие, его начало – покаяние. Ствол дерева – благоверие. От него исходят различные ветви. Каждая из них соответствует своему виду покаяния: "слёзы, пост, частая молитва, милостыни, смирение, воздыхания и прочее". На тех ветвях находятся различные плоды, среди которых послушание, любовь, покаяние, нищелюбие. Таким образом, этический и онтологический смысл милосердия раскрывает в данных подходах его же социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности, отражает подходы других древнерусских книжников.
"Милость", "милосердие", "миловати", "милование" - не являются застывшими понятиями. Вот как происходит расширение их семантических значений и образование новых грамматических форм.
XIв.
Милостыня – милосердие, сострадание, сочувствие;
- подаяние;
Милость - милосердие, сострадание, сочувствие;
- благосклонность, особое расположение, любовь;
Милование - сострадание, сочувствие, милосердие;
- прощение, снисхождение;
Миловати - поддерживать, помогать.
XIIв.
Милостыня - благотворение, добрые дела;
Милость - милостыня, подаяние;
- плата, жалование;
Милование - готовность помочь, оказание милости;
Миление - сострадание.
XIIIв.
Милость - прощение, снисхождение;
Милование- благосклонность, любовь.
Впервые тема "милостивой" деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в "Повести временны лет". По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на её правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах Илариона и монаха Иакова, где в качестве аргументов они приводили страницы жизнедеятельности князя Владимира. В своей совокупности социальная деятельность князя построена на основе догматов церкви о милосердии, а потому и считалась идеалом и образцом для подражания следующим поколениям.
Информация о ообразовании:
Структура Кубанского государственного аграрного университета
Управление университетом осуществляет ректор. Ректор возглавляет ректорат, который является коллегиальным органом управления. Ректорат решает инфраструктурные задачи деятельности университета. В состав ректората входят президент университета, академик РАСХН, доктор экономических наук - Трубилин Ива ...
Проблемы в обучении одаренных детей
В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст . Как это ни парадоксально, и ...
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
Детям этого возраста весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Пол ...