Методы и приёмы

Страница 1

Прежде, чем мы остановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности, следует затронуть вопрос о методах преподавании литературы, т.к. данный вопрос является общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.

Слово "метод" означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. "Метод обучения (в педагогике) – это способ совместной работы педагога и учащихся при овладении знаниями в ходе учебного процесса". Другими словами, метод - способ достижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний. Наиболее утвердившийся в методике литературы можно считать классификацию Н.И.Кудряшёва, разработанную на основе предложений М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера с учётом своеобразия литературы как учебного предмета. Существует несколько классификаций в зависимости от её основы: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И.Петровский), по дидактическим задачам (М.А.Данилов) и др. В зависимости от характера познавательной деятельности можно выделить следующие методы. "Это методы: творческого чтения, эвристический, исследовательский (проблемно-поисковый) и репродуктивный". Рассмотрим в рамках данных методов последовательно отдельные приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах.

"Метод творческого чтения…наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его назначение – развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения в мир художественных образов; это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества". На тех уроках, когда школьников надо ввести в мир художественных образов, вчувствоваться в них, метод творческого чтения в разных его приёмах формирует читателя, который со-творит вместе с писателем. (Бахтин М.М.) Однако не всегда известные приёмы в рамках данного метода (выразительное чтение учителя, учащихся, прослушивание записи в исполнении актёров и др.) обеспечивают активизацию мыслительной деятельности. Необходим предварительный настрой ученика на восприятие художественного произведения, "…установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта". Интерес и внимание школьников достигается сообщениями о биографии поэта, о истории создания произведения, введение учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение. Необходимым условием подлинно творческого восприятия художественного произведения является предварительно заданный учителем вопрос или задание. Так, например, перед чтением поэмы А.Блока "Двенадцать" (11 класс) уместным будет следующее задание:

1. Ответьте на вопросы:

Что видит, слышит и ощущает автор в данной главе?

Как он относится к тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.

Какие ассоциации (с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас при прослушивании?

Как вы представляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данном отрывке?

2. Нарисуйте воображаемую (или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свой рисунок.

Интерпретация сопряжена с переводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Интерпретация – это избирательное и в то же время творческое овладение художественным произведением. При этом деятельность интерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.

Стимулирует мыслительную активность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение с последующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классе возможно такое задание:

1. Послушайте песню "Вечерний звон".

Какие чувства вызывает у Вас эта песня?

Какие образы встают перед мысленным взором?

2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И.И. "Вечерний звон".

Что связывает картину и песню?

Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.

3. Прочитайте выразительно стихотворение Я.Полонского "Вечерний звон".

Сделайте анализ художественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику, сделайте выводы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Билингвальное обучение как один из инновационных методов обучения
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: п ...

Система развития внимания у дошкольников с ОНР
По итогам проведенного эксперимента с изучением продуктивности, устойчивости, переключаемости и объема внимания у дошкольников с ОНР наблюдается устойчивый низкий показатель. При рассмотрении результата теста "Запомни и расставь точки", определяющим объем внимания, у 75% дошкольников (Мар ...

Особенности внимания детей дошкольного возраста
Внимание формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наиболее простым и генетически исходным видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. И имен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru