Дата проведения:
24 апреля 2013 г.
Тема:
Дифференциация Ш-Щ.
Цели:
1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ», закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ».
2. Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование навыков самоконтроля, интересов к занятиям.
Оборудование:
плакат «Буквы ш и щ», индивидуальное зеркало, артикуляционные профили. Мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки.
Речевой материал:
слова, словосочетания, предложения, рассказ.
План занятия.
1. Органиционный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки.
Ша – ша – ша – наша Маша хороша.
Ши – ши – ши – есть у Маши ландыши.
– Какой звук встречался чаще всего?
– Звук «ш».
Ща – ща – ща – дождь идет я без плаща.
Ще – ще – ще – нет дождя а я в плаще.
– Какой звук встречается чаще всего?
– Звук «щ».
– Ты догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?
– Звуки «ш» и «щ».
2. Основная часть
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.
Работа с артикуляционными профилями звуков. – Произнесите звук «ш». Ш-ш-ш.
– Покажи с помощью ладошек, как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «ш»? Одна ладошка – язычок, другая – верхнее небо.
– Кончик языка приподнят к переднему краю верхнего неба и образует с ними щель.
– Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?
– Теплая воздушная струя.
– Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?
– Нет, голос не звучит.
– Произнесите звук «щ»
– Щ-щ щ
– Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?
– Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.
Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»
Показ картинок с изображением дерева и яичницы на сковороде.
– Как дерево шумит ветками?
– Ш – ш – ш.
– Когда яичница жарится, как шипит масло?
– Щ – щ – щ.
Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание и показывает положение языка ладошками.
Работа в тетради
– Запиши букву «ш» и букву «щ» в тетради. Чем они похожи и чем отличаются?
– Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.
– Правильно. Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)
– А сейчас я расскажу тебе сказку.
Сказка «Буквы – путешественницы»
– Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш – ш – ш, а щ- щ – щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. Тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….
Информация о ообразовании:
Очистка поваренной соли
Инструкция к работе Вам выдана загрязненная песком соль, и ее нужно сделать чистой. Для работы вам понадобятся: стакан для растворения грязной соли; вода в колбе и чистая колба для фильтрования; стеклянная палочка для размешивания раствора; воронка и бумажный кружок-фильтр; фарфоровая чашка для вып ...
Функции семинара
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление зна ...
Геометрический материал как средство развития пространственных
представлений младших школьников
Развитие пространственного мышления ребенка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и при изучении других школьных предметов: рисования черчения, географии, физики и других. Наличие хорошего пространственно ...