Здоровый образ жизни: понятие, структура

Страница 3

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

С позиции генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персофицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждой личности, характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что в первую очередь, определяется воспитанием и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, трех культур:

культуры питания,

культура движения,

культура эмоций.

Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психологическую структуру человека. И еще Сократ говорил, что "тело не более отдельно и независимо от души".

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладает только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плаванье, катание на лыжах и т.д.) в природных условиях.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Сложившаяся система образования не способствует формированию ЗОЖ, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что вызывает у них положительные реакции. А взрослые и в том числе учителя редко придерживаются указанных правил.

Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...

Содержание понятия социализация
Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных ...

Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи. Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru