Здесь вроде никто никого не учит. Обучает сама среда — особое образовательное пространство, созданное совместными усилиями учителя и ученика здесь и сейчас. Оно продуктивно потому, что является микромоделью реальной человеческой культуры, которая пронизана разнонаправленными векторами мотивации и заинтересованности. Отсюда и ярко выраженное желание ребенка отправиться в свое собственное, глубоко личное путешествие по лабиринтам знаний. Педагог здесь нужен только в роли проводника, экскурсовода, консультанта или помощника. Маршрут прокладывает ребенок. При этом от него вовсе не требуют, чтобы воспроизводил учебный материал, придуманный для него взрослыми дядями и тетями, который, кстати сказать, часто им самим и непонятен.
Что влияет на успехи в учебе?
Герберт Уолберг (1984), обобщив данные более чем 3000 исследований, выяснил три фактора, влияющих на успеваемость учащихся:
способности учащихся;
обучение;
окружающая среда.
Способности учащихся, которые обычно измеряются тестами, на 30% определяются наследственностью и на 70% зависят от трудолюбия и тренировки. Если на первое мы повлиять не в силах, то изменить второе условие мы можем. Но надо помнить, что способности сильно зависят от возраста. Если от шестилетнего ученика требовать умения читать книги, то задача окажется ему не по силам. Но семилетний ребенок вполне может им овладеть.
Вслед за возрастом огромную роль играет мотивация, которая проявляется в готовности ученика упорно работать над задачами. Часто учитель судит о ней на основании случайных наблюдений: кто-то тянет руку, желая проявить свои знания, кто-то прячет глаза чуть ли не под парту. Случайные проявления могут оказаться ложными: скромный умница не поднимает руку, хотя прекрасно разбирается в материале. Желание учиться, а в этом и состоит суть мотивации, вырабатывается постепенным трудом. Большую роль играет сам учитель, который способен заинтересовать учеников в своем предмете.
Качество обучения повышается, когда учитель пытается связать факты с идеями, сравнить разные страны и эпохи, подметить характерную черту или вывести закономерность. Знание о том, что Колумб в 1492 г. переплыл океан, — это знание факта. Но если связать историческое путешествие с технологической революцией, приведшей к созданию судов типа каравеллы и к улучшению навигационных приборов, и с революцией, происходящей в настоящее время в области космических полетов, то таким путем мы придем от фактов к понятиям.
Для того чтобы учащиеся научились думать результативнее, надо больше внимания уделять семейной обстановке. К примеру, учитель дает задание подростку выполнить работу по дому так, чтобы она была связана со знаниями, полученными в школе. Полезным оказывается обращение учителя к родителям с просьбой помочь своему сыну или дочери поучаствовать в выполнении сложного домашнего задания.
Исследования показывают, что интерес к изучению дисциплин на 60—70% является результатом предшествующего обучения. Ученики, познавшие радость успеха в постижении школьного предмета, стремятся узнать еще больше. Ученики, не понявшие материал, приходят в уныние, у них пропадает желание учиться, т. е. снижается мотивация. Они отстают в учебе, им не хочется идти в школу. Учителей это раздражает, они начинают терять терпение. Со временем у таких ребят может развиться устойчивая неприязнь к учебе и ко всему, что связано со школой.
Ключом к пониманию мотивации является осознание того, что практически все ученики могут учиться хорошо и добиваться успеха. К сожалению, педагоги часто отождествляют скорость, с которой ученик осмысливает идею и овладевает навыком, со способностью ребенка к усвоению знаний. Однако уже доказано, что темпы усвоения знаний не тождественны глубине усвоения. Часто те, кто воспринимает знания медленнее, способны достичь большей глубины. И наоборот, быстро думающие — не обязательно лучшие ученики в классе. Много веков назад греческий писатель Эзоп рассказал басню о черепахе и зайце. В ней он приходит к выводу: в гонках не обязательно выигрывает самый быстрый; медленный, но упорный очень часто оказывается победителем. Отождествляя скорость усвоения материала со способностью усваивать как таковой, мы оставляем за бортом большинство тех, кто мог бы прекрасно учиться, не требуй мы от них быстроты понимания. Отстав однажды, ученик нагоняет класс с большим трудом и в результате теряет интерес к учебе. Возможно, ученик усваивает материал медленнее потому, что видит его сложность и понимает, что он требует очень продуманного, взвешенного подхода. Но каковы бы ни были причины, всегда необходимо терпение. Людям, не обладающим терпением, нельзя быть педагогами.
Информация о ообразовании:
Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной
компетентности школьников
В данной главе представлена попытка анализа теоретических аспектов процесса развития социальной компетентности школьников, выявлены характерные особенности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности. Задачами главы являются: Осмысление роли компетентностного подхода в современном ...
Особенности управления дошкольным учебным заведением
Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педа ...
Разрыв между уровнем математических знаний
выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии
Основные причины углубления разрыва между уровнем математической подготовки выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии, на наш взгляд, состоят в следующем. Содержание вузовского курса математики архаично и не вмещает достижения науки в XX веке. Многие важные разделы современно ...