Математический материал, изучаемый в V - VI классах, дает большой простор для составления задач, отражающих вопросы экономии и бережливости. Такие задачи не только способствуют закреплению навыков работы с натуральными и дробными числами, процентами, но и знакомят с экономической жизнью города, учат бережному отношению к народному достоянию, содействуют выработке активной жизненной позиции.
Для работы с учащимися составляются карточки-задания. При составлении заданий учитель использует различные материалы, публикуемые в региональной периодической печати, справочники по сельскому хозяйству, промышленному производству, экономические словари.
Учащимся предлагается на основании собранного материала составить задачу, записав ее условие, и решить ее. На следующем уроке 2—3 ученика зачитывают составленные задачи, а учитель вместе с классом комментирует их, выделяя моменты экономии и бережливости. Наиболее удачные задачи используются затем при повторении.
Например: За счет сокращения потерь сырья и материалов Полярный хлебозавод планирует в 2001 г. сэкономить муки на 200000 руб. Определите прибыль хлебозавода после реализации сверхплановой продукции, если 1 кг муки стоит 8 руб., на выпечку одного батона идет 400 г муки, а батон стоит 7 руб.
Другой способ составления задач — по готовым плакатам. Учащимся предлагается составить смету ремонта подъезда, класса, квартиры, используя данные плаката.
Например: Какое количество кафельной плитки необходимо для покрытия стен кабинета обслуживающего труда, если размеры плитки 15 см * 22 см? Выполните необходимые измерения самостоятельно. Во сколько обойдется покупка плитки, если каждая плитка стоит 10 руб.?
Вычислите, какое количество краски потребуется для окраски:
а) окон и дверей классного помещения;
б) всего школьного здания при предстоящем (во время летних каникул) ремонте школы?
Сделайте сами необходимые измерения.
Особый интерес вызывают у детей практические работы, выполняя которые самостоятельно или с помощью родителей, они могут составить семейный бюджет, подсчитать экономию электроэнергии.
Приведем примеры таких задач.
1. Используя показания счетчика на 1 июня и 1 июля, I декабря и I января, определите, на сколько больше платили за электроэнергию в один из более темных месяцев года по сравнению с оплатой за один из более светлых месяцев, если стоимость 1 кВт * ч энергии равна 34 коп.
2. В таблице указаны стоимость (в рублях) продукции, которую выпустил Полярный хлебозавод в I квартале текущего года. Постройте круговые диаграммы выпуска кондитерских хлебобулочных и шоколадных изделий.
3. Используя данные таблицы, постройте диаграмму объема реализации промышленной продукции трудящимися нашего города.
4. Постройте диаграмму роста расходов на социально-культурные мероприятия в нашем городе.
5. На рисунке приведена диаграмма объема реализации промышленной продукции трудящимися нашего города. Перенесите числовые данные диаграммы на координатную плоскость, соедините построенные точки плавной линией и, используя полученный график, определите:
а) объем реализованной продукции в октябре и ноябре месяцах;
б) месяц, в котором объем реализованной продукции был наименьшим;
в) месяц, в котором объем реализованной продукции был наибольшим;
г) месяцы, когда был перевыполнен план по объему реализованной продукции.
Воспитание бережливости нельзя сводить только к решению соответствующих задач. Здесь важен весь комплекс проводимых мероприятий. Экскурсии на заводы, школьный «Рейд бережливых» должны дополнять друг друга и одновременно служить материалом для новых задач.
1. После уроков в партах нашего класса были оставлены листы бумаги обшей массой в 1 кг. Если такое будет происходить каждый день, то сколько бумаги будет израсходовано напрасно:
а) в школе за 210 учебных дней в году;
б) во всех школах города за этот же период?
Какая часть всей бумаги, произведенной в нашей стране (около 6 тыс. тонн), будет потрачена впустую?
2. После обеда в школьной столовой отходы хлеба составили 1 кг 100 г. Если бы такие отходы оставались каждый день, то сколько хлеба было бы неправильно использовано в школе за 210 учебных дней?
Какова стоимость этого хлеба, если 1 булка белого хлеба (весом 400 г) стоит 7 руб.? Сколько учеников из малообеспеченных семей смогла бы кормить школа на эти средства весь учебный гол, если на питание одного школьника требуется 308руб. в месяц?
3. Измерьте площадь одной страницы учебника.
Определите, какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника.
Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько бумаги (м3) израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.
Для производства 1000 м2 бумаги требуется вырубить лес с га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?
Информация о ообразовании:
Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и
эмоциональное воздействие цвета
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали ...
Японские сады камней и их художественное своеобразие
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философским ...
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных
занятиях
Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже ...