Когда учителю задают вопрос: «Чего вы пытаетесь достичь в обучении своих учеников?», неизбежно следует ответ: «Я пытаюсь научить их думать». Преподаватели ставят перед учениками многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Но список всегда возглавляет умение мыслить. Так обстоит дело в теории. И хотя развитие мышления занимает важное место в школьных программах, целенаправленно мышлению не обучают, считает американский профессор Артур Эллиас.
Подтверждается это рядом исследований, основанных на наблюдении деятельности в классе. Джон Гудлэд, автор книги «Место, называемое школой» (1983), пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1% объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Его предположение совпадает с данными десятков других исследований.
Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства преподавателей научить умению аналитически мыслить. Тестирование академических способностей, проведенное в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 20 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизились логическое мышление и применение знаний.
Что может сделать учитель, чтобы улучшить мыслительные навыки учащихся?
Он обязан развивать три навыка:
критическое мышление;
творческое мышление;
решение проблем.
Критическое мышление использует мыслительные процессы для анализа фактов, подвергает сомнению общепринятые значения и интерпретации. Творческое мышление способно создавать новые, оригинальные идеи. Решение проблем — это выбор возможных решений, оценка возможных результатов и в случае необходимости пересмотр первоначального выбора.
Если вы спросите родителей и учителей, что они хотят больше всего, они единодушно ответят: научить детей думать. Но учат ли их подростков думать? Результаты исследований показали, что, хотя учащиеся и овладевают основами математического счета, они не могут использовать свои знания в практических ситуациях, где так необходимо принимать решение.
В США в средней школе 9-, 13- и 17-летним ученикам задавалась следующая задача: «Армейский автобус вмещает 36 солдат. Если надо перевезти к месту учений 1128 солдат, сколько потребуется автобусов?» Только 24% учеников дали правильный ответ (32 автобуса). Третья часть (29%) опрошенных подошли к проблеме как к чисто арифметической задаче и написали: 31,33 автобуса (как будто существует 0,33 автобуса). Могут ли калькуляторы помочь в решении проблемы, освободив детей от техники деления? Подобный опыт был также проведен нами. А вот его результаты: число 13-летних учащихся, получивших правильный результат при помощи калькулятора, составило всего 7%. Оказывается, учащиеся не знали, что делать со своим ответом, после того как они осуществили деление. Калькулятор не мог помочь им в этом. Важно не только произвести математическое действие, но и суметь использовать результаты. Похожая ситуация в области литературы, обществознания и естественных наук, где чрезвычайно важную роль играют умение решать задачи и навыки мышления. Человек, решающий проблему, должен научиться тому, как задавать хорошие вопросы, как сохранять пытливость, как строить догадки и как использовать интуицию, как аргументировать, как принимать решения и вносить исправления.
Что необходимо сделать, чтобы развить у себя результативное мышление? Первый шаг. понять, какая информация является важной (или неважной) для решения данной задачи.
Пример. У человека в ящике имеются коричневые и черные носки в соотношении четыре к пяти. Сколько носков человеку придется вытащить, чтобы у него образовалась одна подходящая пара? Ответ: трое. В данном случае информация о соотношении не имеет значения. Для того чтобы понять это, необходимо использовать первый шаг.
Второй шаг. уметь соединять между собой такие факты и идеи, которые на первый взгляд могут показаться несвязанными друг с другом.
Пример. Имея песочные часы на 7 мин и песочные часы на 11 мин, каким образом проще всего определить кипение яйца в течение 15 мин? Ключ к решению задачи — сочетание двух таймеров для измерения 15 мин.
Третий шаг. научиться сравнивать данную задачу с ранее встречавшимися, т. е. вспоминать похожие ситуации, применяя те же навыки, которыми человек пользовался в решении предыдущих задач.
Информация о ообразовании:
Как дифференцируются образовательные программы в первом и
втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...
Взаимосвязь различных идей и навыков к размышлению
Когда ребенок включается в какое-либо действие, то работает фантазия, умственное представление, эмоция, эмоциональное проживание. Одновременно включаются смыслы, то есть ценностные основания, которыми живет ребенок, то, ради чего он живет. Почему он сейчас здесь, а не в другом месте? Почему именно ...
Образовательный стандарт и образовательные программы
по предмету биология
Изучение мирового педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в накопленном школьном воспитании и образовании. При всей своей специфичности школ и педагогики отдельных стран в них отражены актуальные и глобальные подходы у ...