Первые попытки профессиографического изучения педагогической деятельности были предприняты в период с середины 20-х-начала 30-х гг. прошлого столетия, о чем свидетельствуют работы Р. Кутенова, М. Рубенштейна, П. Гарибона, С. Фридмана, А. Коха, Н. Левитова и др. В конце 50-х-70-х гг. появляются крупные труды по проблеме профессиографии личности учителя. Выделяются работы Ф.Н. Гоноболина, Г.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, А.И. Пискунова, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.
Если проанализировать профессиограмму В.А. Сластенина, то чётко прослеживается мысль о том, что учитель должен устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями учащихся, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.
Такие исследователи, как: Н.П. Капустин, Л.К., Шарипова, Л.И.Юхтенко), описывая функциональные обязанности учителя (воспитателя), отмечают, что учитель должен осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействовать созданию благоприятных условий для формирования его личности, вносить необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания.
Таким образом, учитель координирует усилия всех взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников, коррекцию индивидуального развития учащихся класса, способствующую свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию, учитель осуществляет совместно с семьей. Получается, что работа учителя базируется на признании позиции партнерского взаимодействия участников образовательного процесса.
Не мало важное значение, при рассмотрении учителя как субъекта необходимо уделить рассмотрению выполняемых им функций, среди основных функций учителя выделяют: прогностическую (предвидение последствий складывающихся отношений между педагогами и родителями учащихся) (Л.Д. Гуткина), аналитическую (анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка), организационно-координирующую (установление связи семьи и школы), (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Н.П. Капустин), коммуникативную (содействие в построении оптимальных взаимоотношений в системах «учителя-родители», «ученик — учитель», «ученик-родители» (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Р.Е. Тимофеева)
Необходимо подчеркнуть, что для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. К общим способностям относятся те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным, относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее. К ним можно отнести:
— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
— способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
Информация о ообразовании:
Современные требования к математическому развитию детей дошкольного
возраста
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую мат ...
Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»: - нахмурить брови. 2. Инструкция: «Смотри в ...
Правовое регулирование и государственная политика Российской Федерации в
сфере образования
Правовое регулирование общественных отношений в области образования в России осуществляется на основании Конституции РФ, международных договоров, Закона РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых ...