Проводимая нами экспериментальная работа включает три этапа:
диагностика готовности детей к дошкольному учреждению
формирующий эксперимент на основе разработанной программы
подведение итогов
Цель 1 этапа провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада, обратила нас к следующим методам исследования:
1. Метод наблюдения.
2. Метод опроса родителей.
3. Анкетирование
4. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
1. Наблюдение:
Из группы детей в 16 человек наблюдение проводилось за 8 детьми в условиях естественной жизнедеятельности и было направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:
1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).
2. Метод опроса родителей:
Также был проведен опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.(текст опросника – см. приложение)Мы исходили из психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение – автор Печора К.Л.
Анализ ответов на вопросы анкеты, позволяет сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:3 - 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;2,5 – 2 балла – готов условно;2 – 1,6 балла – не готов.
Для изучения адаптации детей к условиям детского сада использовалась методика «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Информация о ообразовании:
Элементы II группы таблицы Д.И.
Менделеева. Химия и экология
К щелочноземельным металлам относятся следующие элементы главной подгруппы II группы Периодической системы: кальций, стронций, барий и радий. Магний имеет ряд сходных со щелочными металлами свойств, бериллий по химическим свойствам ближе к алюминию. Щелочноземельные металлы являются электронными ан ...
Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти в онтогенезе породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Ни по одной теме в психологи ...
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
В конце опытно-экспериментальной работы с детьми 3А класса был проведен второй констатирующий эксперимент. На данном этапе опытно-экспериментальной работы учащимся 3А класса была предложена анкета "ЗОЖ", проводившаяся во время первого констатирующего эксперимента. Основная цель данного эт ...