Разработанная нами программа включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий с использованием методики биоуправлениям на обратных связях (БОС). Эти мероприятия включаются в режим дня: в утреннюю гимнастику, физкультпаузы между различными видами занятий в группе, в занятия физической культурой. Они направлены на обучение детей основным двигательным и гигиеническим навыкам, навыкам правильного дыхания, овладение основами закаливания, самомассажа, приемами психической саморегуляции; профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного и зрительного аппарата, изучение и формирование мотивации достижения успеха у дошкольников как условия, необходимого для выявления и коррекции потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).
Обучение дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни осуществляется по методологии БОС, которая представляется в виде срочной или коротко отставленной информации о результатах выполнения движения или на промежуточных этапах обучения движениями или навыкам ЗОЖ. Мы предположили, что весь процесс обучения движениям как основной субстанции здоровья и навыкам ЗОЖ (закаливание, элементы аутотренинга, релаксации) должен представлять собой процесс формирования сохранения здоровья дошкольников.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами (для детей с3 лет температура воздуха в помещении +18- +20°С) проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. В процессе проведения регулярных закаливающих процедур дети обучаются оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью для каждого из занимающихся предполагается использовать личную карточку, в которую ребенок регулярно может заносить свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "чувствую себя плохо" - в красный. Руководствуясь этим, педагог может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
Многие авторы отмечают эффективность воздействия дыхательных упражнений на различные стороны функционального состояния организма. В связи с этим для коррекции отдельных показателей дыхательной системы детей и доведения их до уровня оптимальных в разработанной нами программе в качестве дополнительных воздействий на занятия физической культурой включается комплекс дыхательных упражнений, разработанной на основе рекомендации кафедры физиологии и химии и включающий в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".
Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.
Обучению грудному и брюшному дыханию приводится с помощью специально разработанных игровых упражнений ("Шарик", "Трубач", "Петух", "Мяч" и т.д.). После глубокого вдоха детям предлагается выдохнуть воздух, произнося при этом различные звуки. Ставится задача, как можно дольше задержать звук, до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. В виде контроля используется БОС о величине и правильности дыхания. Ребенку, находящемуся в исходном положении лежа на спине, на живот ставится кубик. Выполняется упражнение "дыхание животом": кубик поднимается и опускается в ритме дыхания. При неправильном дыхании кубик стоит неподвижно (зрительная ОС).
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...
Функции эмоционального компонента
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающ ...
Подходы к определению стиля педагогического общения
Как отмечает В.А. Толочек, педагогическое общение, в частности, проблема отношений «Учитель-Ученик» была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым ставился еще в 60-е годы XIX века. Наиболее плодотво ...