Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Нами проведен констатирующий эксперимент, определяющий уровень физического здоровья в условиях сохранения физического здоровья в ДОУ №4 г.Малмыжа.
В ходе наших исследований с помощью просмотра и анализа медицинских карт изучалась статистика заболеваний простудного характера в течение учебного года.
В качестве критерии оценки уровня заболевания детей использовались два показателя:
1.количество заболеваний простудного характера (за год);
2.количество детей, пропущенных по болезни (за год).
Исходя из медицинских карт обследования детей, предложенных педагогам и родителям анкет, анализ заболеваемости детей дошкольного возраста в ДОУ №4 г.Малмыжа показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок – 63%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и болезни органов пищеварения. 34% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 27% - со стороны носоглотки; невротические проявления отмечены у 32% детей младшего и у 29% старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 24% дошкольников; 17% имеют отклонение со стороны сердечнососудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7 летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышенное артериальное давление. Расчет числа детей с отклонениями и заболеванием органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы и др.), мочеполовой, эндокринной систем. Достаточно высок процент кариеса.
В настоящее время акцентируется внимание на децелирации населения, то есть на то, что в России за последние 10 лет стало в четыре раза больше низкорослых детей. А рост ребенка, по мнению медиков, один из важных показателей здоровья нации.
Данное положение подтверждается и нашими исследованиями. В процессе эксперимента в ДОУ №4 г.Малмыжа проведен анализ весоростовых показателей за последнее десятилетие. За основу взяты шкалы индивидуальной оценки физического развития дошкольников, разработанные и опубликованные В.Ю.Давыдовым.
Оценка данных длины тела мальчиков в 2004 г. Составила (по шкале В.Ю.Давыдова) 4 балла во всех возрастных группах, в 2007 г. – для детей 4 и 6 лет – 5 баллов и 5 лет – 4 балла. К 2009 г. Этот показатель заметно снизился и оценивается во всех возрастных группах лишь на 3 балла. Аналогичные изменения наблюдаются и при измерении массы тела детей.
Значительное отставание отмечено практически во всех исследуемых параметрах. За последние пять лет у детей наблюдаются тенденции к снижению показателей ЖЕЛ, динамометрии и как следствие – результатов тестирования в беге на 200 м (выносливость) и метании мяча (скоростная сила), заметно снизились и результаты дошкольников в беге на короткие дистанции. Таким образом, имеющиеся данные подтверждают гипотезу о том, что в настоящее время наметилось значительное ухудшение как в состоянии физического развития, так и в уровне физической подготовленности детей. Все это ставит перед специалистами в области физической культуры, просвещения и медицины задачу разработки научно обоснованных программ. В дошкольном физическом воспитании наиболее реальным, как утверждают психологи, является формирование мотивов достижения цели. Для изучения реальных мотивов достижений в ДОУ №4 г.Малмыжа использовалась методика столкновения мотивов Л.К.Максимова и М.В.Митюхина. Детям предлагалось выбрать одно из заданий:
- повторить движения, с которыми они не справились на занятиях, или поиграть;
- для тех, кто хочет улучшить достигнутый результат, попробовать выполнить более трудное задание или повторить еще раз то, которое уже выполнялось ранее;
- детям говорили, что задания одинаковы по трудности выполнения и можно выбирать любое, но тот, кто предпочтет первое задание, должен справиться с ним самостоятельно, а второе – может рассчитывать на помощь педагога.
Для проявления мотивации достижения учитывалась частота ее индивидуальных проявлений во всех исследуемых ситуациях. В данном случае к началу проведения эксперимента средний уровень мотивации определен у 7 детей средней группы, низкий – у 19 и нулевой – у 56 дошкольников (табл. 1).
Таблица 1 Результаты частоты проявления мотивации достижений дошкольниками в начале эксперимента
Группа |
Уровни актуальных мотивов достижения | |||||||
высокий |
средний |
низкий |
нулевой | |||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% | |
Мальчики,4 года |
- |
- |
9 |
2,4 |
8 |
9,8 |
31 |
37,8 |
Девочки, 4 года |
- |
- |
5 |
6,1 |
11 |
13,4 |
25 |
30,5 |
Информация о ообразовании:
Программа логопедического воздействия по преодолению аграмматизмов в
специальной школе VIII вида
Формирующий эксперимент мы провели на базе ГОУ Клеменовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида с 01.10.2010 по 30.04.2011г. В эксперименте приняли участие 7 учащихся младших классов. Формирование грамматического строя речи мы строили по методике. Цель эксперим ...
Описание, организация исследования внимания
Описание экспериментальной группы. В исследовании приняло участие 12 воспитанников МДОУ №53 (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х). Группа состояла из 8 мальчиков и 4 девочек, в возрасте 5-6 лет, с ...
Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здо ...