В настоящее время проводятся научные исследования влияния эстетического воспитания на всестороннее развитие личности, в том числе на ее гуманистические свойства. Установлена не только прямая зависимость эстетического развития личности от целостного учебно-воспитательного процесса школы, но и обратная зависимость, когда эстетическое воспитание является фактором, который оптимизирует учебный процесс. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым.
Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей природной среде. Это определение, данное, А.Н. Захлебным является наиболее полным и общепринятым.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными ценностями. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического восприятия у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического восприятия и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.
Формирование идеи природы не могло не сопровождаться, как показывает исследование истории эстетической мысли и истории искусства, становлением идеи прекрасного, этого критерия суммарной и универсальной оценки как самих явлений внешнего мира, так и их отношения к человеку. Идея красоты в своем аспекте долженствования и общезначимости выступает как универсальная ценность. Но фактически ничто, в том числе и ценность, не универсально. Универсальность сопоставима с природой как предельным понятием, когда природа понимается как космос, как "все". Фактически категории эстетической ценности применяются к природе в обыденном смысле. Кант, например, утверждал, что пение людей надоедает, пение птиц - никогда. Очевидно, что другим пределом, как бы окружностью, осциллирующей вокруг неподвижных общезначимых объектов, будет представление о безобразном: такой оценкой могут означаться как эмпирические объекты, так и продукты воображения - чудовища, страшилища, бесы, "голодные духи" и т.п .
Информация о ообразовании:
Общие принципы построения системы непрерывного контроля
знаний, умений и навыков студентов
Прежде чем решиться применить систему непрерывного контроля (СНК), следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»; «из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллы внутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение для сдачи зачета и каким образ ...
Возрастные особенностей детей дошкольного возраста
Организм ребенка растет и развивается непрерывно. В дошкольный период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга и систем организма. Рост детей на четвертом и пятом году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста и прибавляется в среднем ...
Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей
Делая попытку объективно рассмотреть влияние личности учителя на творческие способности детей, вероятно, следует первоначально уделить внимание отдельным частям общей концепции вопроса. В данном случае необходимо подойти к рассмотрению понятия способностей, а, главное, творческих способностей, личн ...