Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей на занятиях в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).
По замечанию А.К. Бондаренко, требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением /11, 12/. По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, в связи с критикой занятий по фребелевской системе, говорили, что там, где в ребенке видят лишь объект воздействия, а не существо, способное в меру своих детских возможностей мыслить самостоятельно, иметь свои суждения, способное что-то выполнить своими силами, воздействие взрослого теряет свою ценность; там же, где эти способности ребенка принимаются во внимание и на них опирается взрослый, эффект получается иной.
В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т.п., выполняя правила игры, игровые действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В младшей группе, особенно в начале года, все занятия должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепление ранее изученного. Так, в средней группе на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названия основных свойств (наличие сторон, углов). Геометрических фигур может быть использована игра. Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Информация о ообразовании:
Состояние фонематического восприятия и фонематических представлений
Исследование по полной схеме возможно только при наличии у ребенка некоторого языкового опыта (например, в конце первого года обучения). Если обследование проводится в целях профилактики или в самом начале обучения, можно ограничиться проверкой различения на слух звуков и звукосочетаний, не имеющих ...
Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием
Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации. По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельно ...
Диалоговый подход к культуре и межкультурному образованию
Диалоговый подход к рассмотрению понятий "межкультурное образование и "лингвосоциокультурная грамотность" основывается на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Эволюция рассматриваемых понятий опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной культурологии, фи ...