Будьте готовы к тому, что за время своего обучения в университете вам придется написать хотя бы один доклад и защитить его. Представленные ниже рекомендации помогут вам успешно справиться с этой работой.
1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 источников согласно вашей основной идее.
2. Составьте план, раскрывающий содержание вашей работы.
3. Составьте библиографию. По мере изучения литературы на отдельных листках делаются краткие выписки по вопросам плана.
4. Обработайте и систематизируйте материал. Подготовьте выводы и обобщения.
5. Написание. Помните! Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль — это совершенно особый по стилю текстовой материал, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
Предложения могут быть длинными и сложными;
часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
6. Требования к оформлению письменного доклада.
Титульный лист
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
Список литературы.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Когда вы готовитесь к презентации доклада, необходимо продумать:
Что должна почерпнуть аудитория из презентации проекта?
Содержание выступления (выступлений).
Иллюстрирование презентации.
«Памятки».
Представление.
Собственный имидж.
Чтобы ответить на первый вопрос, советуем взять чистый лист бумаги и написать этот вопрос посередине, а затем в любом порядке (или беспорядке) запишите ответы, учитывая формулировку задания и вопросы, которые необходимо продумать.
Работая над содержанием, советуем обдумать следующее:
План выступления (выступлений).
Возможный эпиграф, с которого следует начать.
Основу выступления. У вас ограничено время, поэтому определите приоритеты
Продумайте «переходные мостики» от одного пункта плана к другому.
Вступление. Подумайте, что будет наилучшим началом – эпиграф, риторический вопрос, действие, иллюстрация. Каким должен быть «мостик» к основному содержанию.
Заключение. Возможно, стоит еще раз напомнить о решаемой проблеме и повторить ключевые моменты выступления, при этом следует избегать прямых повторений. Помните, что закончить следует на оптимистической ноте: несмотря на сложность и остроту поднимаемой проблемы, Вы готовы ее решать и знаете, как это сделать.
Для иллюстрации презентации можно использовать:
Аудиовизуальные средства.
Модели.
Таблицы, схемы, рисунки, диаграммы.
Транспаранты (прозрачные).
Слайды.
Продукты деятельности детей.
Готовясь к выступлению, продумайте, нужны ли Вам «памятки».
Лучше подготовить их заранее, с ними вы будете чувствовать себя увереннее. Помните, что лучше не записывать все выступление – есть опасность, что от волнения вы начнете читать. Выделяйте главные мысли. Запишите особенно удачные обороты речи, которые украсят ваше выступление. Отметьте места, когда вы должны обратиться к иллюстративному материалу – вы можете об этом забыть во время выступления.
Представление означает необходимость задуматься над голосом и языком выступления, невербальным языком (язык тела, мимика, жесты, выражение лица).
Подумайте также, будете ли Вы обращаться с вопросами к аудитории (их необходимо продумать заранее), будете ли ждать реакции и какой именно. Помните, что люди быстро устают от докладов, во время которых им приходится только смотреть и слушать.
Обдумайте Ваш имидж.
Как Вы будете одеты, ведь Вы будете в центре внимания? Как Вы должны держаться? Насколько эмоциональны Вы можете быть во время презентации?
Положитесь на свой здравый смысл и помните, что одеваться нужно по обстоятельствам. Подумайте, насколько важным может оказаться произведенное вами впечатление, поэтому постарайтесь, чтобы оно было таким, какое вам нужно.
Информация о ообразовании:
Музейная педагогика в системе высшего
профессионального образования
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими уч ...
Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету
«Окружающий мир»
Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром. Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи ...
Сущность, цели и задачи социально – педагогической работы. Функции
социального педагога
Социальная педагогика еще только начинает свое становление в РФ как особое направление деятельности, находящееся на стыке педагогики и социальной работы. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 - х гг. ХХ века. Тем не менее, социальный педагог сегодня - о ...