Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Чтобы работа с детьми носила целенаправленный, системный характер решили определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Одной из наиболее удобной для практических целей классификаций является классификация К. Изарда. Она основана на фундаментальных эмоциях: интересе радости, удивлении, горе, гневе, презрении, страхе, стыде, вине. Остальные эмоции рассматриваются им как производные. Этой классификации воспитатель и стала придерживаться в своей работе.
Сначала проводит с детьми диагностику, разработанную Л.П. Стрелковой выделяя следующие параметры:
• адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
• дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
•широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
•адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Работа с детьми планируется на основе результатов диагностики, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления. Дети охотно играют в игры «Поварята», «Дотронься до .», «На что похоже настроение?» (в них они учатся сопереживать, чувствовать других), а также в игры «Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» (направлены на снятие страхов и повышение уверенности в себе). Снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть другого, стараются в играх, в которых можно драться (их мы объединили в «Развлечение с подушками»). Любят дети и игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?»). Чтобы игры всегда были под рукой, создали картотеку.
Стремясь развить в детях ощущение свободы и творческую активность, ежемесячно организуем игры «Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рисуем маму из цветов». Из рисунков впоследствии устраиваем выставки.
Для развития эмоциональной сферы кроме игровых работниками ДОУ №48 проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают разные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений.
Ценность таких занятий заключается в следующем.
• Расширяется круг понимаемых детьми эмоций.
• Дети начинают лучше понимать себя и других.
• У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Так, на занятиях у детей по выражению лица определяю настроение человека, формируют умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Оказалось, что многие дети не знают, как можно улучшить настроение другого, что при этом надо говорить, делать.
В результате работы по эмоциональному воспитанию детей в группе сложились определенные традиции.
Завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети рисуют в нем свое настроение, а если оно меняется в течение дня, то делают несколько зарисовок.
Дневник концентрирует внимание детей на их эмоциях, настроении, позволяет осознать свое эмоциональное состояние и научиться выражать его словами.
Известно, что природа «разряжает напряженность», снижает стресс, помогая выздоровлению. Поэтому мы стараемся почаще приходить в «Зеленую комнату». Дети с наслаждением и интересом наблюдают, ухаживают за растениями, птичками, кроликами, любуются их красотой. А с каким удовольствием они выращивают травку для своих любимцев! Это способствует воспитанию добрых эмоций, помогает расслабиться.
Информация о ообразовании:
Теоретическое обоснование агрошколы как профильное обучение
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, н ...
Функции эмоционального компонента
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающ ...
Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Пути к образованию для каждого человека представляются очень разными и сугубо индивидуальными. Таким образом, человек должен принять решение о том, как ему себя повести в условиях выбора, и при этом он руководствуется предпочтением того или иного результата, который последует за произведенным им вы ...