Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

Подробно о педагогике » Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации » Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

Страница 1

В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе государственных - 548. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 млн. чел. (или на 208 % больше).

В 1993 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения было принято 590 тысяч человек, в 2001 г. – 1461 тыс. чел. (в 2,48 раз больше). Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1993 году составил 176, в 2001 – 378 (или в 2,15 раз больше).

Начиная с 1992 года получение высшего профессионального образования расширяется за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных ВУЗах.

Изменилась структура приема студентов в ВУЗы. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики РФ, научно-техническим прогрессом.

Существенно возрастает роль системы дополнительного образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, переселенцы и др.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, ВУЗы способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году до 24,3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, ВУЗы продолжают работу в соответствии с научно - техническими и инновационными программами.

Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность в области образования.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают различные факторы, основными среди которых являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

- неполнота и несовершенство правовой базы в области образования;

- систематическое неисполнение норм законодательства.

К числу актуальных проблем развития системы высшего и послевузовского образования РФ относятся:

1) Неудовлетворительное финансирование. Потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет бюджетных средств менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.

2) Отсутствие действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

3) Несовершенство координации деятельности отраслевых систем высшего образования как в масштабе РФ, так и её субъектов. Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий.

4) Устаревание учебно - материальной базы образовательных учреждений. Сокращение капитальных вложений, рост темпов износа зданий, опережающих темпы их реконструкции и нового строительства.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Уменьшение объема математических дисциплин
Не будем анализировать субъективные причины уменьшения количества часов, выделяемых на математику, такие, как внутривузовская борьба за перераспределение часов в пользу специальных дисциплин, нежелание самих кафедр высшей математики искать и предлагать современные курсы и новые формы обучения и т.п ...

Сущность и задачи эстетического воспитания
эстетическое воспитание детский педагогический В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализи ...

Развитие личности
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в оп­ределенном обществе, развития человека как современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ана ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru