Важным фактором эффективности мнемической деятельности старших дошкольников является предварительная активизация внимания. В случае развития зрительной образной памяти необходимо активизировать как слуховое (для повышения эффективности восприятия инструкции), так и зрительное (для подготовки дошкольника к зрительной работе). Внимание дошкольников характеризуется быстрой утомляемостью. В связи с этим, рекомендуется предъявлять детям доступный наглядный материал, количественно не перегруженный.
Всё это способствует выработке усидчивости и сосредоточенности внимания при выполнении заданий ребёнком. После этого целесообразно преступать непосредственно к выполнению мнемических задач.
Важным моментом в развитии зрительной образной памяти старших дошкольников является обучение приемам запоминания. З.М. Истомина утверждает, что овладение приемами запоминания зависит: от степени освоения соответствующих мыслительных операций; от содержания и характера материала; от характера обучения; от наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Обучение приемам запоминания требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:
1 этап – формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки, как умственных действий;
2 этап – формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забывают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать.
По мнению П.И. Зинченко большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих связей может затруднять их припоминание. Запоминание объекта осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объекта следует начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным.
П.И. Зинченко среди условий продуктивности запоминания отмечает понимание материала. Понятное запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с уже усвоенными раннее знаниями, с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает интереса к себе. Он считает, что одним из важных средств запоминания является пересказ запоминаемого содержания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.
Также необходимо уделять внимание правильной организации повторений. Необходимо правильно распределить повторения во времени; менять и форму повторений, то есть одни и те же задачи можно решать на новом содержании. Для прочного запоминания лучшим вариантом поделить материал на части. И, конечно, надо постоянно поддерживать интерес детей и не забывать об их возрастных особенностях и возможностях.
Что же касается развития самоконтроля детей, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок, то, следует побуждать ребенка, контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. Для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом.
На развитие зрительной образной памяти дошкольника оказывают влияние и такие факторы как личностная значимость, заинтересованность в выполнении задания и достижении результата, эмоциональность.
На современном этапе развития науки рядом учёных (П.И. Зинченко и др.) доказано, что нормальное функционирование организма возможно лишь при согласованной работе обоих полушарий. Известно, что каждое полушарие делает различный вклад в ту или иную психическую функцию. Очевидным становиться, что одним из условий развития образной памяти является активизация и стабилизация работы мозгового субстрата. При этом специалисты отмечают, что занятия необходимо начинать не только с предварительной активизации внимания, но и мозгового субстрата, с последующей стабилизацией его работы.
Таким образом, анализ проблемы по выявлению эффективных путей развития образной памяти в старшем дошкольном возрасте показывает, что психологическая наука располагает весьма широким спектром знаний по этому вопросу.
На настоящий момент в психолого-педагогической литературе изучены и систематизированы различные психолого-педагогические условия развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. К ним относят: упражнения на развитие внимания, восприятия, активизация межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного зрительного опыта, обучение самоконтролю в процессах памяти и пр. Авторами подчеркивается необходимость использования игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве.
В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения, выполняющую важные функции; правила, требования и особенности ее организации (этапы, методы, оборудование, руководство и пр.) в зависимости от нарушения, имеющегося у ребенка.
Информация о ообразовании:
Как составить портфолио
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Целевое назначение портфолио: - активизация образовательной деятельности студента; систематизация и хранение личного опыта реше ...
Изучение опыта воспитательной работы с
военнослужащими контрактниками
Руководством Министерства обороны РФ психологической работе, особенно в последние годы, уделяется большое внимание. Это относительно новое и одно из перспективных, развивающихся направлений работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил. Необходимость и актуальн ...
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услов ...