Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания.
Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов.
Первый этап – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения и т.д.). другая черта этого этапа – неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Характерен для учащихся – младшего возраста неустойчивое по своим профессиональным намерениям выбор, когда не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже.
Наступает время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.
Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.
Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания на деятельности. Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятельности начинает формироваться склонность к ней. Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видам деятельности, что может найти стремление заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу.
Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться специальные анкеты, опросники, анализ библиотечные формуляры. Однако одних данных об интересах и склонностях явно недостаточно для выбора профессии, ведь одни и те же склонности могут соотноситься с разными профессиями (техника – инженер, наладчик станков, учитель).
В психологии выделяют общие и специальные способности. Первые обеспечивают овладение знаниями и умениями, которые человек реализует в разных видах деятельности. специальные же способности являются условием успешного осуществления отдельных видов деятельности, таких, как музыкальная, математическая, художественная и т.д. Они зависят от условий воспитания и обучения и от природных задатков.
Мы уже отмечали необходимость при профконсультировании изучать формально-динамические особенности психики, в основе которых лежат некоторые врожденные особенности (например основные свойства нервной системы). Для сильной нервной системы характерны высокая работоспособность нервных клеток и их способность выдерживать сверхсильные раздражители(слабую нервн.систему характеризуют противоположные качества). В частности, сила нервной системы обеспечивает психологическую, эмоциональную устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздрожителей, тем самым повышает надежность его работы в экстремальных ситуациях. (человек-машина).
Свои преимущества имеют и лица со слабой нервной системы. Так, многие из них обладают более высокой чувствительностью по сравнению с монотонной и однообразной работой, ориентированы на высокую точность выполнения работы. (дегустатор).
Очень трудно определить тип нервной системы для этого разрабатывают психофизиологических методик.
В каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование учащихся должно вестись уже более прицельно, исходя из понимания его проблемы и тех результатов, которые получены на предыдущих этапах профконсультации.
Проведение профконсультаций с учащимися 10 – 11 классов имеют свою специфику. Так , многие учащиеся 9 классов должны еще до окончания средней школы выбрать профессию. Согласно проведенному опросу, большинство девятиклассников (54%) собираются покинуть школу, остальные или хотят идти в 10 кл.(37,5%), или(5,5%) не имеют определенных планов на будущее.
Информация о ообразовании:
Состояния здорового образа жизни подростков
Проведенный анализ психолого-социолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с образом жизни подростков. Теоретический ...
Законы управления
Деятельность организации подчиняется ряду законов. Один из них, закон синергии, формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людской ресурс, материальный ...
Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...