Сонейка ты, залатое!
Колькі цёмных, сумных дзён
Мы чакалі, дарагое,
У нашых хатках ля акон
Тваіх ясных цёплых косак,
Твае ласкі і пяшчот…
(З. Верас “Сонейка грэе”)
“Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березки в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударел морозец…” (В. Бианки «Волшебная березка» из «Лесной газеты»)
«Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин…» (И. Соколов-Микитов «Русский лес»)
И, конечно же, художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней. ( С. Михалков «Прогулка», Г. Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета» − «Дотерпят ли?», «»Гололед», «Под ледяной крышей» и др.)
Мы по берегу прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И. как будто нам назло,
Даже битое стекло.
(С. Михалков «Прогулка»)
Но если посмотреть с другой стороны, то любая художественная литература природоведческого характера, которая затронула маленькое сердце ребенка, способна привить ребенку любовь к природе, сформировать у него осознанно правильное отношение к ней, и дать необходимые знания. Но для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие принципы:
· сообщаемые автором сведения о природе должны быть научными, реалистичными;
· связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
· произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
· оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами;
· гуманизма.
Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться, что позволит должным образом подготовить детей к обучению в школе. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.
Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям раннего и дошкольного возраста. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка с окружающим миром и вся работа по ознакомлению детей с окружающим, в том числе и с природой, должна быть направлена на воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование в работе с детьми природоведческой литературы играет огромную роль в формировании у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, зависимостей, в воспитании бережного, заботливого и бережного отношения к ней, при условии соблюдения принципов отбора художественных произведений.
Информация о ообразовании:
Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой
активности
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечеств ...
Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта - личность и деятельность преподавателя. Именно диалектика их взаимодействия по поводу предмета - собственно содержания образования и объекта учения - ученика обуславливает психолого-педагогические особенности профессиональ ...
Организация деятельности преподавателя
психологии
Преподаватель психологии, как правило, выполняет три вида деятельности: обучающую, научно-методическую и исследовательскую. Обучающая (дидактическая) деятельность направлена на обеспечение усвоения студентами системы научных понятий и методов науки. Для обеспечения этой цели преподаватель проводи ...