12. Направленность педагога в узко специализированном смысле: на дело, на общение, на себя — может быть определяющим фактором, за счет которого педагог будет выбирать способ действий для осуществления поставленной задачи.
13. для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учесть, что у детей разные ожидания по отношению к взрослым. Поэтому возрастной фактор является очень важным при организации работы по формированию у детей творческих способностей.
В ходе констатирующей серии эксперимента мы пришли к выводу, что высокий уровень мотивации к успеху у педагога является важным фактором, влияющим на наличие более ярко выраженного творческого потенциала у детей.
Направленность, в узко специализированном смысле, личности на дело, где проявляется собственная творческая активность и объективное стремление достичь результата, также является фактором, оказывающим влияние на развитие творческих способностей у детей.
Однако высокие коммуникативные умения педагога, хотя и являются важным составляющим в ряду условий, влияющих на активизацию творческой познавательной активности детей, тем не менее, не представляют из себя определяющий фактор. Другими словами, собственно коммуникативные навыки не влияют на развитие творческой активности.
Данное исследование являлось корреляционным, так как нас интересовало возможное существование в реальной жизни взаимосвязи между творческой активностью детей и направленностью личности педагога. Таким образом, исследование включает две основные переменные творческие способности детей и направленность личности учителя.
Предлагаемый нами инструментарий позволяет провести диагностику особенностей направленности личности педагога и творческой активности детей, в которой участвуют такие когнитивные процессы, как мышление и воображение. При подборе психодиагностического комплекса, однако, необходимо было учитывать тот факт, что опросники типа стандартизованных самоотчетов подвержены возможности искажения или фальсификации сообщаемых о себе сведений. Это оказалось существенное влияние на организацию констатирующей серии исследования именно подобным образом.
При разработке формирующей серии была цель создать программу, которая позволила бы развить педагогу его внутренние тенденции, сформировать единство чувств, мыслей, действий, слов с учетом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться при организации педагогической деятельности, целью которой является не только успешное обучение как таковое, но и развитие творческой познавательной активности, творческих способностей.
С этой целью использовались программные положения, представленные в работах Н. Сальниковой, Е.П. Арнаутовой и И. Вачкова.
Проведение контрольного диагностического среза показало, что разработанная нами формирующая программа является эффективным средством для психокоррекционного влияния на педагогов с целью оптимизации тех психологических черт личности, которые были расценены в качестве факторов, влияющих на развитие творческих способностей у детей.
Проведенное исследование подтвердило, таким образом, нашу гипотезу. Однако необходимо сделать оговорку, что данное исследование не лишено своих недостатков, одним из которых, по нашему мнению, может служить небольшое число участников педагогического коллектива, на основе чего наши выводы лишены строгой научной достоверности. Обнаруженная корреляция лишь подсказала, в каком направлении можно двигаться. Тем не менее, нами были соблюдены все основные правила, присущие любой сколь - нибудь серьезно надеющейся исследовательской работе на получение надежных, объективных результатов.
Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало
Информация о ообразовании:
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...
Метод консультативного обучения
Чтобы учить студентов поколения пепси, в лексиконе которых отсутствует слово «дисциплина», преподаватель Л. Шуткин из МИРЭА предлагает использовать новую технологию преподавания, которую он назвал методом консультативного обучения. Его вызвала к жизни практика посещения университетских лекций. Она ...
Возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на
уроках немецкого языка
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются ...