Исследовательский метод обучения

Подробно о педагогике » Новые средства и методы образования » Исследовательский метод обучения

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.); сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить; совершить, наконец, правильный выбор профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Формирование навыков ведения исследовательской работы, по мнению Л. В. Ялышевой, нужно вести по трем следующим направлениям: ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата; изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»: развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).

Применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Опыт работы в гимназии № 18 показывает, что наиболее оптимальным является второе направление. С 1998 г. педагоги гимназии успели превратить исследовательский метод в целостную систему развития творчества. Исследованиями руководят учителя-предметники. Лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность», который ведет специально приглашенный ученый, позволяет школьникам узнать о том. что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования, как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов. В гимназии функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся два раза в год на научно-практических конференциях, где и происходит защита исследовательской работы. Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение четырех месяцев. Отчетные конференции по истории, литературе, биологии, обществознанию проводятся в конце ноября. А в марте внимание обращено на доклады по биологии, географии, краеведению и экологии. Исследовательская работа учеников выпускных классов поощряется направлением их на открытые региональные, межрегиональные и всероссийские конференции, а также решением педсовета о зачислении исследовательской работы как итоговой на выпускном экзамене, если ученик по данному предмету выбирает экзамен.


Информация о ообразовании:

О мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...

Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...

Детский оздоровительный лагерь, его функции
Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского от ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru