Эти рекомендации можно перенести на любую сказку, облегчая себе понимание смысла работы.
Коррекционная работа по устранению заикания с детьми осуществляется в четыре этапа:
- I этап – подготовительный, целью которого является обследование речи ребенка логопедом и воспитателем. На данном этапе определяются особенности общения заикающегося ребенка, круг «трудных» для него ситуаций, особенности внутреннего программирования высказывания, уровня сформированности коммуникативных способностей.
- II этап – начальный, цель которого – ознакомить детей со структурой ситуаций и правильной реализацией речевой программы в моделируемых ситуациях. Содержание этого этапа включает обучение детей сопряженной и отраженной формам речи.
- III этап – переходный, цель его – обучение правильному составлению и реализации внутренней речевой программы при переходе от моделируемых ситуаций к немодулируемым. На этом этапе формируется вопросно-ответная речь.
- IV этап – завершающий, цель которого состоит в закреплении правильного речевого и неречевого поведения в немодулируемых ситуациях. Основная задача этого этапа – овладение детьми формами речевого поведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
Применение сказкотерапии в коррекционной работе начинается со второго этапа, когда педагог (психолог, логопед) через чтение сказки дает правильные формы речевого поведения, определяет правильную структуру программы построения речевого высказывания, знакомит со способами ее реализации. На данном этапе дети не принимают активное участие, а лишь повторяют за специалистом. На данном этапе применимы любые сказки, отражающие бытовые ситуации из жизни людей, в которых тем или иным образом возможны проявления дефекта (заикания).
Переходный этап предполагает самостоятельность детей в речевом общении в ситуациях, моделируемых на занятиях. Здесь возможны беседы по содержанию сказок, помощь персонажам, завершение сказок на свой лад. Для этого можно применять любые сказки, содержание которых тесно связано с личностными отношениями (отношение между людьми, отношение окружающих к заикающемуся ребенку, отношение ребенка к самому себе и своему дефекту).
IV этап предполагает перенос знаний детей в обычные жизненные условия, то есть закрепление навыков общения в повседневной жизни. Помимо основной коррекционной закрепительной работы возможно применение сочинения сказок, их обыгрывание.
Т.О. сказкотерапия, имея в основе своей доступный для детей сюжет, применима практически на всех этапах коррекционной работы с детьми, страдающими заиканием.
Изучив научно-методическую литературу по проблеме заикания, мы пришли к выводу, что заикание является не только речевым дефектом, но и нарушением личностного развития. Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.
В связи с этим авторы указывают на необходимость своевременной психокоррекционной помощи, которая совместно с логопедической работой поможет устранить дефект. Именно совместная работа логопедов, психологов и педагогов может привести к положительным результатам.
Н.А. Сакович, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов утверждают, что сказкотерапия в данном случае является одним из эффективных методов психотерапевтической работы.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций».
Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознаванием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Такая особенность сказок играет большую роль в переносе знаний, приобретенных на логопедических занятиях, в повседневную жизнь, в жизненные ситуации общения.
Для обоснования теоретических положений и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Информация о ообразовании:
О мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...
Понятие о формах организации обучения
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не ...
Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической
деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...