Таблица 2 Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент |
Направление размышления |
Вопросы |
Комментарий |
Основная тема |
Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. |
О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? |
Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков. |
Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. |
Почему герои совершают тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего хотел на самом деле? Зачем один герой нужен был другому? |
Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. |
Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки. |
Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем преодоления трудностей? |
Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. |
Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, к другим героям. |
Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, признание? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? |
Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации жизни. |
Актуализированные чувства. |
Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему. |
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? раздражение? Почему герой реагирует именно так? |
Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках. |
Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. |
Кто такой Иван царевич, Колобок, Курочка – Ряба? |
Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские. |
Важно, чтобы у наших клиентов в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни. Каждая новая сказка будет обогащать этот список.
Таблица 3 Структура коррекционно – развивающего занятия по сказкотерапии
Этап |
Назначение |
Содержание этапа |
Ритуал «входа» в сказку |
Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. |
Коллективное управление. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное «сплачивающее» действие. |
Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. |
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. |
Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо. |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
Закрепление |
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. |
Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью. |
Ведущий обсуждает и анализирует с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать этот опыт, что приобрели сегодня. |
Резюмирование |
Обобщать приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. |
Ведущий проводит итоги занятия, четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. |
Ритуал «выхода» из сказки. |
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. |
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга. |
Информация о ообразовании:
Конспект фронтального логопедического занятия для 3 класса, проведенного
учителем логопедом на логопункте СОШ №2
Тема: Дифференциация предлогов и приставок. Цели: 1. Упражнять учащихся в различении предлогов и приставок, в правильном их написании и употреблении в речи. 2. Активизировать наблюдательность и внимание. 3. Совершенствовать навыки самоконтроля. 4. Формировать полноценные навыки общения. Оборудовани ...
Изучение влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений
детей старшего дошкольного возраста
По результатам всех исследований был проведен сравнительный качественный анализ, зафиксированный в таблице 5. Исходя из таблицы 5, следует сделать вывод об эффективности проведенной работы по ознакомлению детей с цветом. После того как дети прошли курс ознакомления с цветом и набрались практических ...
Диалоговый подход к культуре и межкультурному образованию
Диалоговый подход к рассмотрению понятий "межкультурное образование и "лингвосоциокультурная грамотность" основывается на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Эволюция рассматриваемых понятий опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной культурологии, фи ...