Таблица 2 Схема размышления над сказками и их обсуждение
| Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий | 
| Основная тема | Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. | О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы. | 
| Линия героев сказки. Мотивы поступков. | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герои совершают тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего хотел на самом деле? Зачем один герой нужен был другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. | 
| Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. | Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки. | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем преодоления трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. | 
| Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, к другим героям. | Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, признание? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации жизни. | 
| Актуализированные чувства. | Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему. | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. | 
| Образы и символы в сказках. | Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. | Кто такой Иван царевич, Колобок, Курочка – Ряба? | Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские. | 
Важно, чтобы у наших клиентов в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни. Каждая новая сказка будет обогащать этот список.
Таблица 3 Структура коррекционно – развивающего занятия по сказкотерапии
| Этап | Назначение | Содержание этапа | 
| Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. | Коллективное управление. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное «сплачивающее» действие. | 
| Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. | 
| Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. | Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. | 
| Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. | Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. | 
| Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать этот опыт, что приобрели сегодня. | 
| Резюмирование | Обобщать приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий проводит итоги занятия, четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. | 
| Ритуал «выхода» из сказки. | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. | Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга. | 
			Информация о ообразовании:
Понятие «общественного
образования» и «социальной организации»
	 По мнению С.В. Попова, современная ситуация такова, что создается новая социальная организация – не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием социальных групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных ор ...
	
Анализ учебников математики с точки зрения развития
пространственных представлений младшего школьника
	 Программа по математике в начальных классах является органической частью курса математики средней школы. В настоящее время существует несколько программ обучения математике в начальных классах. Самой распространенной является программа по математике для четырехлетней начальной школы. Эта программа  ...
	
Психолого-педагогические концепции
	 Психолого-педагогическая наука доказала, что овладение общественно-историческим опытом предусматривает возобновление и формирование тех функций и способностей, с которыми связано его накопление. С восстановлением этих функций и способностей в процессе усвоения опыта, очевидно, и связано становление ...