Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей

Подробно о педагогике » Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии » Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей

Страница 2

Таблица 2 Схема размышления над сказками и их обсуждение

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герои совершают тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего хотел на самом деле? Зачем один герой нужен был другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, к другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, признание? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации жизни.

Актуализированные чувства.

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему.

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван царевич, Колобок, Курочка – Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские.

Важно, чтобы у наших клиентов в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни. Каждая новая сказка будет обогащать этот список.

Таблица 3 Структура коррекционно – развивающего занятия по сказкотерапии

Этап

Назначение

Содержание этапа

Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное управление. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное «сплачивающее» действие.

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать этот опыт, что приобрели сегодня.

Резюмирование

Обобщать приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий проводит итоги занятия, четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Ритуал «выхода» из сказки.

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Средства трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей' ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чем ...

Школа социального успеха
На дворе 21 век. Жизнь требует активных людей, которые точно знают, что они делают и для чего все это. Правильно ставить цель и достигать ее вот залог успеха сегодня. Иначе говоря, мир нуждается в лидерах, в тех людях, которые могут сделать все сами и помогут другим реализовать себя как личности, н ...

Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не яв ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru