Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А)
Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2)
Блоки профессиональной компетентности:
Интегративные характеристики;
Общетеоретическая и практи
ческая подготовка;
3а. Целеполагание;
3б. Содержание;
3в. технология;
Возрастные особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента профессиональной компетентности.
1. Интегральные и общетеоретические умения преподавателя реализуются посредством технологии в общении и деятельности для достижения поставленных целей. Причем общение не связано с интегративными характеристиками личности, а функционируют как технологический компонент в реализации профессиональных знаний и умений.
Общетеоретическая и практическая подготовка
Интегральные Технология
характеристики Общение
Результаты
Целеполагание
2. Преподаватель достигает цели через конструирование содержания и его реализации в обучающей деятельности с получением соответствующего результата и самоанализом педагогической деятельности. При этом общетеоретическая и практическая подготовка играет определяющую роль.
Общетеоретическая и Самоанализ
практическая подготовка
Содержание
Общение
Технологии Результаты
3. Содержательное направление в характеристике профессиональной компетентности: оно связано с учетом возрастных особенностей детей и целеполаганием. Посредством реализации содержания достигается результат обучения.
Технологии Результаты
Содержание
Общение
Целеполагание Возрастные
особенности
Таким образом, эксперты группы А выстраивают связь блоков в следующей логике (с опорой на ранжирование блоков профессиональных умений и результаты контент - анализа):
а) технологическая сторона деятельности выходит на первый план. Акцент делается на возрастные особенности детей, конструирование содержания, технологии и цели обучения. Общению отводится второстепенная роль;
б) изучение результатов деятельности и педагогический самоанализ выходят на второй план;
в) интегративные характеристики личности, общетеоретическая и практическая подготовка в меньшей степени, по сравнению с предыдущими блоками, влияют на особенности структурно - функциональных связей блоков профессиональной компетентности.
Таким образом, методический и технологический аспект профессиональной компетентности по результатам ранжирования блоков и корелляционного анализа выходит на первый план. Он является определяющим, наряду со спецификой обучения детей дошкольного возраста, в деятельности преподавателя в ДОУ и его профессиональной компетентности. Это связано со спецификой методики раннего обучения иностранному языку и деятельностью специалиста в области дошкольного образования в целом.
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в общеобразовательном учреждении (по результатам экспертного опроса группы Б)
Корреляционный граф сруктурно-функциональных связей блоков профессиональной компетентности
Блоки профессиональной компетентности:
1. Интегративные характеристики;
2. Общетеоретическая и практи
ческая подготовка;
3а. Целеполагание;
3б. Содержание;
3в. технология;
Возрастные особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента в системе профессиональной компетентности:
1. Условно названный технологической цепочкой: технологический блок, возрастные особенности детей, изучение результатов, педагогический самоанализ. Выделенные блоки находятся во взаимосвязях.
Результаты Возрастные особенности
Самоанализ Технологии
2. Содержательный блок: технология выражена через иноязычное общение, что формирует содержание обучения; блок целеполагания опосредуется возрастными особенностями детей и формирует содержание обучения, которая реализуется технологическими умениями и умениями организации иноязычного общения.
Возрастные Целеполагание
особенности
Технологии Содержание
Общение
3. С одной стороны, в иноязычном общении реализуется личность преподавателя (интегративные характеристики, общетеоретическая и практическая подготовка), с другой стороны - общение является основным механизмом обучения и реализации содержания.
Технологии Содержание
Общение
Интегративные Общетеоретическая и характеристики практическая подготовка
Информация о ообразовании:
Вероятностное образование
В противоположность традиционному учебному процессу, где абсолютным законом является так называемая школьная программа, которая составлена заранее и которую требуется «проходить», жестко планируя и расписывая наперед учебное время, вероятностное образование отказывается от самой идеи учебного плана ...
Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, чт ...
Особенности физического воспитания и образования детей дошкольного возраста
Особенностями физического образования и воспитания занимались Т.И. Осокина (1986), С.М. Мартынов (1991), Л.Д. Глазырина (2000) и др. Они отмечают, что в дошкольных учреждениях сегодня много говорится о значении физической культуры в жизни дошкольников, т.к. в самой физиологии ребенка заложена потре ...