Подросток как читатель

Страница 3

Характерная особенность восприятия художественной литературы в этом возрасте — самосознание, что раньше наблюдалось крайне редко. При чтении художественных произведений у многих подростков создается «эффект сопричастности» и на этой основе — перенесение читаемого на себя.

Однако далеко не у всех подростков мотивация чтения художественной литературы отличается многообразием, а восприятие — глубиной и богатством чувств. Примитивизм восприятия, стереотип развлекательного чтения, ориентация на массовую культуру — характерные явления нынешнего подросткового чтения.

Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими. С этой целью некоторые библиотекари проводят диспуты «Чтение как творчество», организуют специальные выставки: «Каков ты, наш читатель?», «Узнай себя, читатель», «Мы с тобой — читатели», «Читательский портрет друга», проводят деловые игры, конкурсы на лучшего читателя.

В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Та дифференциация отношения к книге (положительная или отрицательная), которая наметилась у десятилетних, к 14 годам поляризуется. Не случайно одни называют восьмиклассников «самыми читающими», а другие — «самыми нечитающими». И те и другие правы. В этом в наибольшей степени сказываются результаты влияния социально-педагогических условий, в которых подросток развивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге. Круг чтения, мотивы, восприятие произведений несут на себе печать их индивидуальности. Это читатели-«исследователи», читатели-«мыслители». Некоторые из них реферируют прочитанное «для себя», выступают с «научными» докладами.

Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами, восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны нигилизма к книге как к «отжившему» средству информации.

В целом же внутренняя позиция у четырнадцатилетних характеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией, с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой — к поискам нравственного идеала. Типичным для них является мотив самообразования и самовоспитания. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес к поэзии. Обостряется внимание к художественному своеобразию, творческой манере писателя. Меняется отношение к герою: волнует характер личности во всей его сложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособления интересов юношей и девушек.

Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержневые интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения. Начинают сказываться на спросе профориентационные намерения.

Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении с библиотекарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В библиотекаре 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с библиотекарем только в случае полного доверия к нему. «Белые нитки» педагогического расчета он замечает сразу. Отсюда высокие требования к мастерству библиотекаря, к тонкости его педагогических приемов, усиление роли опосредованных форм общения (использование отзывов читателей, «книжных закладок», памяток и т. п.).

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечеств ...

Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям. Образ ...

Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
Связь индивидуальных особенностей и способностей Индивидуально-психологические осо­бенности субъекта педагогической деятельности внутренне свя­заны со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, хотя «способности человека форм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru