Общая характеристика методики
Методика диагностики особенностей пространственного мышления и графических умений детей 6–8 лет включает 15 заданий комплексного характера. Все задания строятся на основе деятельности по оперированию графической информацией, как в плане реальных практических действий, так и во внутреннем, мысленном плане. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерными), так и объемными (трехмерными) объектами и их изображениями.
Каждое задание предполагает решение двух типов исследовательских задач: на выявление особенностей пространственных представлений и на выявление особенностей графических умений детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Оценивание результата ведется по каждому типу задач отдельно.
Задания предлагаются детям в игровой форме, при этом диагностическая задача реализуется через игровую. Все задания объединяются общим сюжетом.
При выполнении заданий предусматривается смена видов деятельности, чтение графических изображений чередуется с деятельностью по созданию и преобразованию графических изображений.
При разработке заданий и критериев уровней развития использованы идеи методик И.С. Якиманской, И.Я. Каплунович, А.Э. Симановского, А.И. Савенкова.
Программа диагностики
№ |
Объекты |
Пространственное расположение |
Геометрические фигуры |
Основная задача |
Графические умения |
1 |
Изображения геометрических фигур – плоских и объемных |
Фигуры расположены в ряд, некоторые фигуры повернуты относительно привычного расположения на изображениях |
Квадрат Треугольник Овал Куб Прямоугольник Ромб Шестиугольник |
Определение и название формы |
Чтение графического изображения |
2 |
Изображения геометрических фигур плоских и объемных |
Отношения слева от, справа от |
Треугольник, куб, четырехугольник, квадрат, прямоугольник. |
Определение расположения, обобщение по форме, классификация |
Чтение графического изображения |
3 |
Изображения плоских геометрических фигур |
Фигуры в ряд |
Треугольник Овал Шестиугольник Многоугольник |
Обобщение по форме, классификация |
Чтение графического изображения |
4 |
Изображения геометрических фигур плоских и объемных |
Фигуры в ряд |
Квадрат Треугольник Овал Куб Прямоугольник Ромб Шестиугольник |
Обобщение по форме, классификация |
Чтение графического изображения |
5 |
Образы геометрических фигур |
Отношения справа, выше, ниже, между, под |
Круг Квадрат Треугольник Овал Прямоугольник Пятиугольник |
Изображение геометрических фигур в заданных пространственных отношениях |
Построение графического изображения (от руки или с помощью графических инструментов) |
6 |
Образы геометрических фигур и их изображения |
Квадрат и его части: квадраты, прямоугольники, треугольники |
Расчленение образа фигуры на части, их определение, называние и изображение |
Построение графического изображения, графическое деление на части | |
7 |
Изображения плоских геометрических фигур |
Поворотная симметрия по часовой стрелке |
Круги, разделенные на 4 сектора, окрашенных по-разному |
Выделение закономерности, выбор фигуры и ее изображение |
Чтение графического изображения, построение по образцу |
8 |
Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры |
Зеркальная симметрия (вертикальная ось) |
Прямоугольник Квадрат Четырехугольник |
Создание образа по его половине (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение |
Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов) |
9 |
Образ фигуры в пространстве и на плоскости, изображение фигуры |
Зеркальная симметрия (вертикальная и горизонтальная оси) |
Треугольник Квадрат Ромб Четырехугольник |
Создание образа по его четверти (на основе принципа симметрии), определение и называние формы, ее изображение |
Построение графического изображения созданного образа (от руки или с помощью графических инструментов) |
10 |
Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур |
Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около» |
Четырехугольник Квадрат Прямоугольник Трапеция |
Выделение на чертеже фигур заданной обобщенной формы, определение их числа |
Чтение графического изображения по заданному условию |
11 |
Изображение (чертеж), в составе которого несколько геометрических фигур разного размера |
Отношения: «внутри», «снаружи», «рядом», «около» |
Треугольник Четырехугольник |
Выделение на чертеже заданного количества фигур |
Чтение графического изображения по заданному условию |
12 |
Реальный трехмерный объект (геометрическое тело), его изображение (чертеж в трех видах) |
Направления: «сверху», «снизу», «справа», «слева», «спереди», «сзади», «горизонтально», «вертикально», «наклонно» |
Прямоугольный параллелепипед, прямоугольник, линия |
Соотнесение объекта с его изображением, штриховка в заданном направлении |
Чтение графического изображения, построение линий штриховки |
13 |
Изображения трехмерного объекта (конструкции из двух геометрических тел): наглядное изображение, чертеж в трех видах |
Направления: «сверху», «спереди», «сбоку» |
Куб Пирамида четырехугольная Конус Квадрат Треугольник Круг |
Установление соответствия между чертежом и наглядным изображением объекта |
Чтение графического изображения, создание изображения по образцу |
14 |
Изображения плоских геометрических фигур в трехмерном пространстве |
Отношения: «сверху», «снизу», «под» |
Треугольник Квадрат Овал |
Перевод контурного изображения фигур из двухмерного пространства в трехмерное, раскрашивание по условию |
Чтение и преобразование графического изображения |
15 |
Изображение плоского объекта (бордюр) |
Направления: «вверх», «вниз», «влево», «вправо» переносная симметрия |
Линия Клетка |
Построение бордюра на клетчатой бумаге по условию, его продолжение (на основе принципа переносной симметрии) |
Создание графического изображения |
Информация о ообразовании:
Программа «Умные движения»
физический воспитание дошкольник программа На основе вышесказанного, можно рассмотреть программу «Умные движения», которая имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими у ...
Система упражнений по билингвальным программам
К моменту ввода второго языка учащийся имеет прочные знания, как лексики, так и грамматики английского языка. При отработке навыков перевода, в процессе поиска соответствующего эквивалента расширяется диапазон лексических средств, как в русском, так и в немецком языках, повышается, в конечном счете ...
Сущность педагогического взаимодействия
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка ...