сдерживать участников, не давая говорить всем одновременно;
в случае необходимости предложить еще раз прочитать обсуждаемый вопрос: не допускать, чтобы участники переключились с обсуждаемой темы, пока она не будет исчерпана полностью;
следить за тем, чтобы каждый из присутствующих имел возможность высказаться, чтобы никто не подвергался личным нападкам и не эксплуатировал внимание участников;
не должен сам отвечать на вопросы, касающиеся содержания обсуждения, можно использовать прием "бумеранга": адресовать эти вопросы всем дискутантам; в случае если задавший вопрос будет настаивать на ответе, напомнить ему о своей роли;
не должен делится своими соображениями, и давать оценку мнениям других;
вмешиваться и более жестко руководить дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик.
При обмене участниками различными мнениями, могут произойти некоторые трудности понимания друг друга. Мы называем такие трудности "ловушки". Это понятие, возникло на основе трансакционного анализа Э. Берна.
Трансакционный анализ.
Когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их Я (по три в каждом из них, что отражено на рис.1, прил. 2). Поскольку состояния Я так же отличаются друг от друга, как и все люди, то важно понять, какое из состояний во время этой встречи активизировано в каждой из личностей и как эти состояния взаимодействуют. Происходящее можно изобразить на схеме в виде стрелок, связывающих двух людей. В простейших трансакциях (взаимодействиях) стрелки параллельны. Они называются дополнительными трансакциями. Пока трансакция остается дополнительной, коммуникация развивается неограниченно.
На рис. 2, отражена иная ситуация. Здесь обозначен стимул от Взрослого к Взрослому (ВВ). Требование предоставить информацию получает отклик от Ребенка к Родителю (РеР), в результате чего стрелки стимула и реакции вместо того, чтобы идти параллельно, пересекаются. Трансакции этого типа называются пересекающимися. В этом случае коммуникация нарушена".
Одной из главных обязанностей ведущего является недопущение нарушения коммуникации, попадания участников в эти "ловушки", поэтому он должен быть ознакомлен с методами выхода из таких ситуаций, если они произошли.
Работа дискуссии может быть организована ведущим в виде игры. В учебно-методическом комплекте "Дебаты" [9] предлагается такой вариант проведения занятий и приводится его методика.
Возникшие еще в Древней Греции, дебаты сегодня используются для того, чтобы помочь получить знания и умения, необходимые в современном демократическом обществе.
Дебаты с их древними традициями – это система формализованных дискуссий на различные темы.
В жизни взрослых дебаты чаще всего используются в политической практике. Проведение подобного рода мероприятий происходит для того, чтобы люди, не специализирующиеся по данному вопросу, но которым нужно принять решение, могли ознакомиться с разными мнениями экспертов. Таким образом, получается, что дебаты используются как средство для принятия решений.
Школьные программы, как правило, не предусматривают сознательного овладения устной речью. Поэтому у многих публичные выступления вызывают стресс, а уж обсуждение спорных тем – и подавно. Некоторые не берутся за отстаивание своего мнения, а другие, напротив, выражают неуважение к мнению своих партнеров.
Далее в работе я попробую проанализировать методику проведения дебатов, предлагаемую авторами учебного пособия "Дебаты" [9], осуществляющуюся в рамках международной программы, основанной Институтом "Открытое общество".
Международная программа была основана в 1994 году, в России она реализуется также с 1994 года. Программа "Дебаты" ставит перед собой следующие цели:
Способствовать становлению гражданского общества.
Информация о ообразовании:
Изучение опыта воспитательной работы с
военнослужащими контрактниками
Руководством Министерства обороны РФ психологической работе, особенно в последние годы, уделяется большое внимание. Это относительно новое и одно из перспективных, развивающихся направлений работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил. Необходимость и актуальн ...
Психолого-педагогические основы обучения игре на детских
музыкальных инструментах на уроках музыки
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, помогая развитию его творчес ...
Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность
как одна из форм милосердия
Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материал ...