Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться учителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.
Так же можно предложить детям сами написать рассказ о толерантном поведении. Вот пример рассказа написанного Аветян Венерой.
«Под кожей мы все одного цвета»
Однажды в 4 «А» классе появился новенький. Это был мальчик, звали его Пьер Клоди. На вид это был обычный девятилетний мальчик, но необычным был цвет его кожи, он был тёмный.
Информация о ообразовании:
Организация и методы исследования
Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г. Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способ ...
Предмет изучения информатики
Учитель: Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одно ...
Как подготовиться к семинару
Семинары – мероприятия, не менее официальные, чем лекции. Эти практические занятия весьма эффективны для обсуждения и разбора материала. Представленные ниже рекомендации позволят вам продуктивно подготовиться к семинару. Относитесь к семинарским занятиям со всей серьезностью! На экзамене вы можете ...