Роль педагога в воспитательном процессе

Страница 2

системность осуществления воспитательного взаимодействия;

ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

технологичность работы педагога-воспитателя;

диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Е.Н. Степанов – педагог-исследователь на основании анализа деятельности эффективно работающих классных наставников отмечает следующие методологические подходы и теоретические положения:

1. Методологические основания воспитательной деятельности:

- идеи системного подхода и теории воспитательных систем

- деятельностный подход

- личностно-ориентированный подход

Классные руководители подчеркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Ивановой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.

2. Целевые ориентиры воспитательной деятельности

Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.

3. Принципы системы воспитания учащихся

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.

4. Содержание воспитательного процесса

Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

Во-вторых, направленность на развитие ребенка (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности учащегося).

5. Организация процесса воспитания учащихся.

Выявлено шесть характерных моментов: стратегическое планирование (от 2-х до 5 лет); системный способ организации воспитательного процесса («крупные дозы воспитания» по В.А.Караковскому); малые формы воспитательной работы; традиции классного коллектива; общение; диагностический инструментарий (совокупность критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности).

В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...

Анализ и результаты исследовательского эксперимента
Задачей формирующей серии эксперимента является психокоррекционное влияние на педагогов с целью оптимизации тех психологических черт личности, которые были расценены в качестве факторов, влияющих на развитие творческих способностей у детей. В данном случае это уровень притязаний, мотивация, установ ...

Что такое интернет и как он появился
безопасность жизнедеятельность интернет учитель На сегодняшний день интернет это одно из главных средств телекоммуникации. Нам он доступен практически везде, где бы мы ни находились. Но мало кто знает как, где и для каких целей создавался интернет. Интернет зародился в 70-х годах прошлого века. В т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru