Роль педагога в воспитательном процессе

Страница 2

системность осуществления воспитательного взаимодействия;

ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

технологичность работы педагога-воспитателя;

диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Е.Н. Степанов – педагог-исследователь на основании анализа деятельности эффективно работающих классных наставников отмечает следующие методологические подходы и теоретические положения:

1. Методологические основания воспитательной деятельности:

- идеи системного подхода и теории воспитательных систем

- деятельностный подход

- личностно-ориентированный подход

Классные руководители подчеркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Ивановой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.

2. Целевые ориентиры воспитательной деятельности

Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.

3. Принципы системы воспитания учащихся

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.

4. Содержание воспитательного процесса

Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

Во-вторых, направленность на развитие ребенка (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности учащегося).

5. Организация процесса воспитания учащихся.

Выявлено шесть характерных моментов: стратегическое планирование (от 2-х до 5 лет); системный способ организации воспитательного процесса («крупные дозы воспитания» по В.А.Караковскому); малые формы воспитательной работы; традиции классного коллектива; общение; диагностический инструментарий (совокупность критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности).

В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Принципы управления
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления люб ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. В 50-60-е гг. XX в.Р.Е. Левиной была разработана педагогическая классификац ...

Содержание работы по развитию эстетического восприятия природы по предмету «Окружающий мир»
Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром. Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru