системность осуществления воспитательного взаимодействия;
ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
технологичность работы педагога-воспитателя;
диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.
Е.Н. Степанов – педагог-исследователь на основании анализа деятельности эффективно работающих классных наставников отмечает следующие методологические подходы и теоретические положения:
1. Методологические основания воспитательной деятельности:
- идеи системного подхода и теории воспитательных систем
- деятельностный подход
- личностно-ориентированный подход
Классные руководители подчеркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Ивановой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.
2. Целевые ориентиры воспитательной деятельности
Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.
3. Принципы системы воспитания учащихся
В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.
4. Содержание воспитательного процесса
Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.
Во-вторых, направленность на развитие ребенка (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности учащегося).
5. Организация процесса воспитания учащихся.
Выявлено шесть характерных моментов: стратегическое планирование (от 2-х до 5 лет); системный способ организации воспитательного процесса («крупные дозы воспитания» по В.А.Караковскому); малые формы воспитательной работы; традиции классного коллектива; общение; диагностический инструментарий (совокупность критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности).
В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики. Такой представляется воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.
Информация о ообразовании:
Возможности Интернета
Возможности Интернета в конце XX в. росли столь быстро, что эксперты заговорили о революции. Интернет-революция означает возможность передавать все большие и большие объемы информации с устройства на устройство со все более высокими скоростью И надежностью. Особенно популярным Интернет стал у молод ...
Формы, средства и методы исследования процесса адаптации
младших школьников
Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них. Методы диагностической деятельности. На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей, н ...
Формирование понимания речи
Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятном друг другу языке. Именно ...