Конфуций - первый крупный педагог Китая

Страница 2

"Чего не желаешь себе, не делай и другим", — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: "Победить себя и возвратиться к "нормам поведения" — значит стать гуманным человеком".

Конфуций и его последователи считали, что в первую очередь надо любить своих родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, — любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы — мужу, после смерти мужа — его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.

Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. "Обогащайте его", — сказал Конфуций. — "А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?" — спросил тот. "Воспитывайте его", — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: "Шу — фу — цзяо" (народ — богатство — воспитание). Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею "малого благоденствия" — "сяокан", согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.

Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений.

Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что "в обучении не должно быть различия между людьми". Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.

В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Организация и методика логопедического обследования
Данное обследование проводилось на базе спец. МДОУ №79 г. Каменск – Уральского в период с 12 апреля по 14 мая 2010 года. В констатирующем эксперименте принимало участие 5 детей, в возрасте 5 – 6 лет, с диагнозом: ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В ходе работы были использованы: учебн ...

О мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...

Важнейшее условие полноценного формирования личности
Если просмотреть последние норма­тивные документы, многочисленные пе­риодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как прин­цип перестройки предполагает ориента­цию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее ду­ховн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru