Понятие образования и различные подходы к нему

Подробно о педагогике » Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка » Понятие образования и различные подходы к нему

Страница 1

Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его мож­но как ценность (государственная, общест­венная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уров­ню и профилю), как процесс (движение от це­ли к результату), как результат (уровень об­разованности).

В разные исторические эпохи понятие «об­разование» наполнялось разным содержанием. В него вкладывали определенный смысл, свя­занный с социальными ожиданиями, ценност­ными установками общества. На современном этапе развития педагогики признание получи­ли концепции дошкольного образования В.Т. Кудрявцева, В.А. Петровского, В.А. Разум­ного и др. Несмотря на их различия, - речь идет о теоретическом обосновании содержательной и процессуальной сторон, - выделим общие по­ложения. Это ориентация на постижение ре­бенком мира с индивидуальными ценностями, образами, на развитие индивидуально-моти­вированного отношения к окружающему, личностно-избирательной целенаправленности, стиля поведения. На их основе отметим: значи­мость образования заключается - во многом в поддержке и развитии субъективной позиции ребенка. Не степень обученное (знания, уме­ния, навыки) или воспитанности (сформированность качеств личности, привычек поведе­ния и т.д.) определяет эффективность, а уро­вень образованности, что связано с «порожде­нием в ребенке субъекта его незатухающей ис­торической жизни».

Образование с позиции субъектного подхода к ребенку предполагает согласование его с возрастной стадией. Личностные проявления ребенка, воплощены в специфике са­мосознания, действий, поступков, в характер­ных внешних поведенческих образцах. Имен­но личностные проявления служат основани­ем, именно они, создающие сензитивный фон для процесса образования, содержательно связаны с понятиями «психофизиологические особенности детей», «детская субкультура».

К психофизиологическим осо­бенностям детей а) раннего возраста относятся интенсивный темп физического разви­тия, подражательность, сенсомоторная по­требность, повышенная эмоциональность; б) дошкольного возраста - познание окру­жающего через образное мышление и вообра­жение, повышенная двигательная активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер. Детская суб­культура, по образному определению В.Т. Куд­рявцева, Т.И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам».

Феномены детской субкультуры - это особая система ценностей, традиций, это детский пра­вовой кодекс, детский фольклор, словотворче­ство, самобытный способ освоения социаль­ного мира и утверждения в нем.

Основываясь на характеристике понятий «психофизиологические особенности детей» и «детская субкультура», обозначим основные ценности дошкольного возраста: открытость ми­ру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность и непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости.

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обяза­но той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы».

Доминирова­ние эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, вы­водит эмоциональную сферу ребенка в ранг ба­зовых основ личности, ее «центрального зве­на». Какие бы понятия ни формировали у детей, какие бы потребно­сти и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутрен­не действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоци­ональных отношений, закрепиться в ней. Ре­бенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции со­провождают его ощущения, практические дей­ствия, регулируют мыслительную деятель­ность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благо­даря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жиз­ни далекое прошлое, человек невольно связы­вает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, со­бытий, любимых игрушек. Ведь неслучайно П.П. Блонский писал: «Воспоминания детства - это всегда воспоминания-чувства и воспо­минания-образы».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...

Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в вузе
Вопросы профессиональной подготовки БУФК изучаются такими современными педагогами как О.А. Абдуллина, Н.Н.Згрязкина, В. П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Н.В.Кухарев, Г.В. Степанова, М.М.Рыбокова, И.А.Бутенка, М.М.Боген, А.А.Полякова, и многими другими. В работах этих и других авторов, в частности отмечается ...

Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru