Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его можно как ценность (государственная, общественная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уровню и профилю), как процесс (движение от цели к результату), как результат (уровень образованности).
В разные исторические эпохи понятие «образование» наполнялось разным содержанием. В него вкладывали определенный смысл, связанный с социальными ожиданиями, ценностными установками общества. На современном этапе развития педагогики признание получили концепции дошкольного образования В.Т. Кудрявцева, В.А. Петровского, В.А. Разумного и др. Несмотря на их различия, - речь идет о теоретическом обосновании содержательной и процессуальной сторон, - выделим общие положения. Это ориентация на постижение ребенком мира с индивидуальными ценностями, образами, на развитие индивидуально-мотивированного отношения к окружающему, личностно-избирательной целенаправленности, стиля поведения. На их основе отметим: значимость образования заключается - во многом в поддержке и развитии субъективной позиции ребенка. Не степень обученное (знания, умения, навыки) или воспитанности (сформированность качеств личности, привычек поведения и т.д.) определяет эффективность, а уровень образованности, что связано с «порождением в ребенке субъекта его незатухающей исторической жизни».
Образование с позиции субъектного подхода к ребенку предполагает согласование его с возрастной стадией. Личностные проявления ребенка, воплощены в специфике самосознания, действий, поступков, в характерных внешних поведенческих образцах. Именно личностные проявления служат основанием, именно они, создающие сензитивный фон для процесса образования, содержательно связаны с понятиями «психофизиологические особенности детей», «детская субкультура».
К психофизиологическим особенностям детей а) раннего возраста относятся интенсивный темп физического развития, подражательность, сенсомоторная потребность, повышенная эмоциональность; б) дошкольного возраста - познание окружающего через образное мышление и воображение, повышенная двигательная активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер. Детская субкультура, по образному определению В.Т. Кудрявцева, Т.И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам».
Феномены детской субкультуры - это особая система ценностей, традиций, это детский правовой кодекс, детский фольклор, словотворчество, самобытный способ освоения социального мира и утверждения в нем.
Основываясь на характеристике понятий «психофизиологические особенности детей» и «детская субкультура», обозначим основные ценности дошкольного возраста: открытость миру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность и непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости.
Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы».
Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена». Какие бы понятия ни формировали у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек. Ведь неслучайно П.П. Блонский писал: «Воспоминания детства - это всегда воспоминания-чувства и воспоминания-образы».
Информация о ообразовании:
Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...
Профессиональная подготовка будущего
учителя физической культуры в вузе
Вопросы профессиональной подготовки БУФК изучаются такими современными педагогами как О.А. Абдуллина, Н.Н.Згрязкина, В. П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Н.В.Кухарев, Г.В. Степанова, М.М.Рыбокова, И.А.Бутенка, М.М.Боген, А.А.Полякова, и многими другими. В работах этих и других авторов, в частности отмечается ...
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...