Педагогический менеджмент изучает управление образованием. Образование – это глобальная система, определяющая будущее состояние общества и функционирующая в масштабе всей страны, края, области, города или района.
В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.
Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь субъектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.
Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса.
Характерной особенностью педагогического менеджмента является государственное управление образовательными системами.
Для современного педагогического менеджмента в России характерна демократизация управления образованием широкое распространение негосударственных образовательных учреждений.
Педагогический менеджмент основывается на определенных принципах. К числу таких принципов относятся целенаправленность, системность, иерархичность, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование. Кроме того, важную роль в педагогическом менеджменте играют принцип рационального сочетания централизации и децентрализации и принцип демократизации и гуманизации управления образовательными системами.
Основными функциями педагогического менеджмента являются планирование, контроль и анализ. В рамках этих функций реализуются различные приемы, методы и средства организации и управления педагогическим процессом.
Так, планирование школьного образования осуществляется посредством системы, в которую входят перспективные, годовые и текущие планы. В планированиипедагогического процесса широко используются балансовый и нормативный методы.
Контрольно-аналитические функции включают контроль и анализ.
Контроль подразумевает проверку и подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Контроль должен соответствовать ряду требований, важнейшими из которых являются систематичность, комплексность, действенность, гласность и экономичность.
В учебном процессе широко используются тематический и фронтальный контроль.
Планирование и контроль базируются на педагогическом анализе, который состоит в изучении состояния педагогического процесса и объективной оценке его результатов, что позволяет выработать рекомендации по совершенствованию управления педагогическими системами.
В процессе педагогического анализа широко применяются приемы и методы системного анализа такие, как декомпозиция, подстановка, сравнение, структуризация целей. В педагогическом анализе используются также, экспертно-аналитический метод и метод главных компонентов.
Все функции управления взаимосвязаны и взаимообусловлены, что детерминирует комплексное использование методов, приемов и средств управления педагогическим процессом
Информация о ообразовании:
Теоретическое обоснование агрошколы как профильное обучение
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, н ...
Объекты психологического анализа урока
Объектами педагогической рефлексии в процессе психологического анализа урока прежде всего являются мотивы собственной педагогической деятельности. Схема психологического анализа урока Объекты анализа и схема их рассмотрения В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные с ...
Интернет-поддержака педагогического опыта
Данный проект разработан творческой группой учителей средней школы №7 г.Павлово Нижегородской области в рамках предмета "Мир вокруг нас". В разработке проекта принимали участие все учителя начальной школы №7, учитель информатики Воронина Вероника Вадимовна, зам директора по учебной и восп ...