Первая природоведческая литература для детей

Страница 2

Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский, Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою «Азбуку» он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.

Одной из задач «Новой азбуки»(1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. «В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…»

«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».

Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».

«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила» (Л.Н. Толстой) .

Явления природы писатель изображает поэтически («Какая бывает роса на траве», «Отчего в морозы трещат деревья», «Тепло», «Сырость», «Пришла весна»). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных – «Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Пожарные собаки», «У Розки были щенки», «Хотела галка пить» и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.

Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер («Филипок», «Акула», «Корова» и др.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.

Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Как подготовиться к экзамену
Прежде, чем переходить непосредственно к экзамену и особенностям подготовки к нему необходимо отметить, что согласно кредитно-модульной системе успешность изучения каждой из дисциплин оценивается суммой равной 100 баллов, и включает две составляющие. Первая составляющая (текущая аттестация) – оценк ...

Особенности формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общес ...

Понятие «Педагогический менеджмент»
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий: • пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, замести ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru