Первая природоведческая литература для детей

Страница 2

Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский, Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою «Азбуку» он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.

Одной из задач «Новой азбуки»(1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. «В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…»

«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».

Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».

«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила» (Л.Н. Толстой) .

Явления природы писатель изображает поэтически («Какая бывает роса на траве», «Отчего в морозы трещат деревья», «Тепло», «Сырость», «Пришла весна»). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных – «Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Пожарные собаки», «У Розки были щенки», «Хотела галка пить» и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.

Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер («Филипок», «Акула», «Корова» и др.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.

Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей
В последнее время термин "сказкотерапия" все чаще посещает специальные и популярные издания. Что же такое "сказкотерапия"? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не толь ...

Разноуровневость и ее место в школьном химическом образовании
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Средством индивидуализации обучения является его дифференциация. Она сможет быть внешней, например, создание школ разных типов (общеобразовательных, гимназ ...

Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru