Особенности психологии восприятия

Страница 1

Барабанщиков В.А. считает, что восприятие – это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир, непосредственно открывается человеку и оказывается доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными к действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность.

«Всё, что мы пытаемся преподнести обучающемуся, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти. В начале процессов взаимодействия объекта и субъекта имеется объект, в конце – его отражение, а между ними система специальных действий (операций). В реальной жизнедеятельности человека все три уровня психического отражения взаимосвязаны. Для того чтобы лучше понять, как формируется представление о том или ином объекте, рассмотрим более подробно процесс восприятия»

Восприятие – более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственное воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные.

К простым восприятиям относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями.

Восприятие, сложный психологический акт, посредством которого мы узнаем, усваиваем то, что нам дано в ощущении. При всяком данном ощущении мы, во-первых, вспоминаем прежние подобные ощущения и через это узнаем данное ощущение (простое восприятие); во-вторых, мы соединяем несколько простых восприятий, дополняем их представлениями, сопровождавшими в другие случаи данное ощущение, узнаем определенный предмет (например, ощущение оранжевого цвета мы дополняем представлениями о круглой фигуре, вкусе, шероховатой поверхности и т. д. и узнаем в находящемся пред нами плоде апельсин); в-3-х, это сложное восприятие мы вводим в общий состав нашего опыта (заключительное восприятие); через этот последний акт мы объективируем наши ощущения, то есть, помещаем их в пространстве вне нашего сознания и принимаем их как истинные. Напр., звук, взятый сам по себе, независимо от того, откуда он исходит, есть ощущение, а звук чьего-либо голоса, приуроченный к известному лицу, к известному месту, будет восприятием.

К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности).

Физиологическим механизмом восприятия является комплекс аналитико-синтетической деятельности анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.

Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и такие особенности внешнего мира, для которых нет специализированных анализаторов, например величина предмета, его удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях.

Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом - ощущением и мышлением - высшим познавательным процессом.

Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия
В.Н. Коэма считает, что среди основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и её можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное возд ...

Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»: - нахмурить брови. 2. Инструкция: «Смотри в ...

Законы управления
Деятельность организации подчиняется ряду законов. Один из них, закон синергии, формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людской ресурс, материальный ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru