В процессе наблюдения на уроках нужно установить, в какой мере, подчиняясь требованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их в пространстве, времени, последовательности с действиями других детей. Учитель должен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания, насколько сосредоточен, как быстро устает, в каких формах выражается утомление.
Процессом внимательных наблюдений должен стать процесс выполнения школьником учебных заданий. Важно проследить, как ребенок приступает к выполнению задания, достаточно ли он внимателен, обращается ли за помощью к педагогу, как воспринимает помощь, может ли оценить свою работу.
Наблюдение не должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявления общего развития детей дают наблюдения за ними во время экскурсий и прогулок, их ответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматривающего предмета, нахождения в предметах сходства и различия. Особое внимание следует обратить на вопросы, задаваемыми самими учащимися. По характеру этих вопросов можно получить представление о том, насколько ребенок любознателен, какие стороны и качества предмета привлекают его внимание, в какой форме он выражает свои мысли.
Совокупность всех перечисленных сведений необходима для того, чтобы решить вопрос о уровне школьной зрелость ребенка, составить представления об особенностях его личности.
Рассмотрим следующий метод изучения школьников - беседа.
Опытные учителя начальных классов всегда начинают изучение своих учеников с предварительного знакомства с ними. Пути, приемы такого знакомства очень разнообразны. Большинство учителей еще задолго до начала школьных занятий считают необходимым побывать у ребенка дама, в непринужденной домашней обстановке встретится со своими будущими учениками и их родителями.
Многие учителя посещают учебные занятия в детском саду, где воспитываются их будущие питомцы. Уже на этом этапе они отмечают детей, которого потребуют особого внимания, попытаются найти ответы на возникшие относительно них вопросы. Во многом помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада. Из бесед с матерью или бабушкой учитель может узнать, каким родился ребенок, когда он начал ходить, какие болезни перенес в раннем детстве и в более позднем возрасте, каково здоровье ребенка, в каком состоянии находится его нервная система, органы чувств. В каких условиях рос ребенок, как его воспитывали, к чему приучали, в каком направлении пытались оказать на него воздействие, какими методами и приемами пользовались, какой был результат.
В беседе с воспитателем детского сада учителя должно интересовать прежде всего такие моменты, как-то: был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным, любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях, проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность; в кокой мере его действия были последовательны и целенаправленны, каковы были любимые занятия. Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, как реагировал на оценку. Следует так же выяснить, с какими трудностями сталкивался воспитатель в своей работе с данным ребенком.
Беседу как метод изучения ребенка могут использовать и члены школьного консилиума. Здесь важно обратить внимание на то, чтобы беседа проходила естественно, непринужденно, неформально, ни в коем случае не походила на экзамен.
Информация о ообразовании:
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в
специальной школе VIII вида
При устранении нарушений письменной речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познаватель ...
Принципы управления
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления люб ...
Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность
как одна из форм милосердия
Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материал ...