Одаренные дети более способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники. С ранних лет способности позволяют им достигать успеха во всем, поэтому они не научаются преодолевать свои ошибки, которые очень сильно переживают, и начинают избегать тех сфер, где могут оказаться не на высоте. С другой стороны, если задания слишком легкие, они усложняют их, чтобы получить внутреннее удовлетворение от того, что справились с трудным делом, нарисовали не одну картинку на заданную тему, а целый альбом картинок на разные темы: написали не две страницы сочинения, а целых 20, но не о том. Изменение заданий, стремление выполнить работу безупречно с точки зрения своих стандартов может быть для них единственным способом заставить себя сделать то. что ниже уровня их компетентности, но это может восприниматься окружающими как неадекватность, невнимательность или хулиганство.
Яковлева Е.Л. указывает, что установление высоких стандартов может вызывать сильные переживания у одаренных детей, если эти стандарты не достигаются. В этом случае дети могут тяжело страдать от чувства вины и стыда, от сознания, что обманули свои и чьи-то ожидания, даже если окружающие высоко оценивают их достижения. И наоборот, когда одаренные дети ставят кажущиеся невозможными цели и достигают их, они могут испытывать глубокое удовлетворение вне зависимости от реакции окружающих и общества. Сам по себе процесс достижения этой цели должен быть для них настолько захватывающим, что они теряют счет времени и силам.
Большинство авторов называет такую особенность одаренных детей как неравномерность развития.
Так, у одаренных нередко наблюдается недостаточное развитие системы регуляции внимания, проявляющееся как в слабости его различных характеристик (объема, устойчивости, переключения), так и в симптомах гиперактивности, импульсивности. На практике проявления одаренности и нарушений внимания часто смешиваются и принимаются одно за другое. Действительно, некоторые характеристики творческих и гиперактивных детей кажутся сходными: спонтанность, неограниченный энтузиазм, эмоциональность, высокая активность, мечтательность. Однако ребенок с нарушенным вниманием проявляет его дефицит почти во всех ситуациях, особенно если задачи не имеют немедленных последствий (вознаграждений). Одаренные дети отвлекаются, скучают, пытаются себя развлечь или грезят наяву главным образом, если им неинтересно, и могут быть собранными и сосредоточенными в других ситуациях, когда увлечены задачей. Гиперактивные дети ведут себя импульсивно, неудержимо и неутомимо, не подчиняются правилам и указаниям старших даже тогда, когда осознают неправильность своего поведения. Во внешне сходном поведении одаренных детей, напротив, отражается их несогласие с правилами, стремление что-то изменить, доказать свою правоту. Иногда они создают сложные системы своих правил, неукоснительно соблюдают их и требуют этого от других .
Еще одна часто встречающаяся особенность одаренных детей связана с неравномерностью в развитии разных сфер личности, отражающейся в преобладании того или иного стиля мышления и познавательной деятельности. Проблема соответствия стиля обучения и познавательных стилей учащихся является актуальной для всех детей, но по отношению к одаренным эта проблема приобретает особую значимость в связи с большей амплитудой их индивидуальных различий.
В частности, по мнению Е.И. Щелбановой, это относится к предпочтению целостного или последовательного способов восприятия, обработки и усвоения информации. Учащиеся, для которых характерна целостная, холистичная, пространственная ориентация, получили название «глобальных» учеников. По мнению психологов, к ним относится до 50% всех одаренных. Эти «глобалисты» имеют высокоразвитую интуицию, высокие способности к абстрактному мышлению, мгновенному «целостному видению» проблемы, математическому мышлению, творческим видам деятельности, у них прекрасная зрительная память, богатое воображение и развитое чувство юмора. Они помнят то, что видят, и часто забывают то, что слышат. Если у них недостаточно сильны последовательные процессы, то их преимущества остаются в школе незамеченными из-за слишком очевидных трудностей в учении. Учитель в классе не имеет времени выслушать каждого ребенка, сражающегося со словами, и одаренность тех, кто тщетно пытается высказать свои идеи, слишком часто остается нераспознанной .
Развитие интеллекта и чувств у одаренных детей также часто идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость. Но сдерживаемые и скрытые эмоции могут неожиданно прорываться в слезах, страхах, ночном возбуждении, с которыми они не могут совладать даже с помощью своего могучего разума, и эта неудача может вызывать еще большее отчаяние, которое непонятно окружающим.
Информация о ообразовании:
Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, чт ...
Диагностирование успешности деятельности педагогов
С целью подтверждения (опровержения) выдвинутой нами гипотезы о том, что успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования им опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности, нами были проведены психолого-педагогические исследования среди педаго ...
Получение и изучение свойств соляной кислоты
Изучение свойств соляной кислоты лучше проводить дедуктивно. О составе, свойствах и применении соляной кислоты учащимся многое известно, и поэтому данный урок является, в основном, повторительным и систематизирующим знания, а потому его естественным методом является практическая работа. Рассматрива ...