Причины детского бродяжничества и беспризорности

Страница 2

Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребенок живет и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров, становится понятным, что причины роста детской беспризорности и безнадзорности кроются не только в социально-экономических проблемах государства, но и в нарушении сложившихся национальных традиций, устоев в области семейной морали.

Следует отметить, что к причинам происхождения детского бродяжничества и беспризорности современные исследователи в области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.

Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности и беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические.

К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведенным в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.

Следует отметить, что важное место социально-психологическим проблемам как одной из причин детского бродяжничества и безнадзорности отводится не только в работах социологов и психологов, но и юристов. Так, доктор юридических наук Э.Б. Мельникова называет следующие причины детской беспризорности и безнадзорности: «В целом - это существенное изменение социально-экономических условий жизни всего общества, породившее общие, непривычные населению негативные последствия. О них немало написано, они обсуждаются и анализируются учеными разных отраслей науки, практиками разных областей человеческой деятельности. Если посмотреть на них глазами криминолога-специалиста в той ее части, которую принято называть юношеской (ювенальной) криминологией, то эти негативные последствия следующие: экономическое и социальное неравенство разных слоев современного российского общества; потеря на общегосударственном уровне привычной для людей организации их жизни «сверху» и отсутствие у них навыков «выживания в одиночку»; крах одной идеологии и невозможность (или недостаточное желание?) для властей обратить внимание на необходимость формирования «кодекса нравственности» человека современной России. Это относится ко всем нам - и к руководителям государства, и к широким слоям общества. А особенно - к юному поколению. Не забудем, что по их облику можно судить о моральном здоровье нации, о ее будущем; наличие серьезных пробелов в правовой защите граждан и, прежде всего детей и подростков».

Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.

В первую группу были отнесены дети, причиной бродяжничества и беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4 – 5 % от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 – 9 % от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5%.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Структура Кубанского государственного аграрного университета
Управление университетом осуществляет ректор. Ректор возглавляет ректорат, который является коллегиальным органом управления. Ректорат решает инфраструктурные задачи деятельности университета. В состав ректората входят президент университета, академик РАСХН, доктор экономических наук - Трубилин Ива ...

Воспитание патриота, гражданина России на уроках изобразительного искусства
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Патриотическая система воспитания в школе направлена на: а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры; б) формирование дух ...

Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности в условиях начальной школы
1. Развивать интерес к проблеме толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты. 2. Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности. Только при наличии мо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru