Парамонова Л.Г. считает, что данный вид дисграфии проявляется в неумении учащихся членить речевой поток на составляющие его элементы: предложения на слова, слова на слоги и отдельные звуки. Характерные для данного вида дисграфии ошибки на искажение звукослоговой структуры слов (типа «вебра» вместо «верба» или «карататина» вместо «картина») так и остаются в пределах дисграфических, то есть не имеющих никакой связи с усвоением грамматических правил. В самых тяжелых случаях при данной дисграфии учащиеся могут писать слитно даже значимые слова или, наоборот разделять одно слово на части, что также правомерно относить к сугубо дисграфическим ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
- пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;
- повторы элементов букв, букв, слогов, слов;
- контаминации, т.е. слияния частей слов;
- трудности языкового анализа, в частности, ошибки в выделении границ предложения и слова;
- орфографические ошибки при знании правил.
За этими ошибками стоят следующие механизмы:
- за пропусками - упрощение программы,
- за повторами - инертное повторение (персеверация) части или целой программы,
- за контаминациями, антиципациями, вставками - искажение программы,
- за трудностями языкового анализа - снижение ориентировочной (планирующей) основы деятельности,
- за орфографическими ошибками - сокращение объема программирования (объема рабочей памяти), когда ученик не может распределить внимание на техническую и на орфографическую стороны письма.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Таким образом, интересующий нас вид дисграфии Ахутина Т.В. описывает как регуляторную, обусловленную несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля); Корнев А.Н. относит ее к метаязыковым, то есть страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти условные единицы; по Р. И. Лалаевой – это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, при которой могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез.
Информация о ообразовании:
Как готовиться к переэкзаменовке
Переэкзаменовка в ваши планы, конечно, не входила! Тем не менее, раз уж вам ее назначили, самым разумным будет начать готовиться к ней последовательно и конструктивно. Следующие ниже рекомендации помогут вам в этом. Смиритесь с ситуацией. Поддавшись чувству обиды за то, что вам назначили переэкзаме ...
Особенности педагогического образования
Вы поступили в педагогический университет. В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст.9 зафиксированы виды высших учебных заведений России. Это - университет, академия, институт. Поскольку вам предстоит обучаться в педагогическом университете, то мы более подробно остано ...
Методические особенности проведения
Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие п ...