Музейные педагоги являются своего рода посредниками между детьми и музейными предметами. Благодаря им осуществляется процесс общения ребят с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете. Безусловно, такое сотрудничество не только социализирует, т.е. готовит к активной общественной жизни детей и подростков в различных сферах социальной жизни. Оно способствует оптимизации понимания личности детей с нарушенной коммуникацией, проявлению внимания и окружению заботой с ориентацией на те нормы и ценности, которые приняты в цивилизованном современном обществе.
В основе используемых методов работы с детьми лежат принципы гуманистической психологии, согласно которым адаптационное воздействие занятий художественным творчеством на психику ребенка понимается в связи с самой сущностью искусства. В музейной работе у искусствоведов не ощущается дефицита творческих решений, фантазий, нестандартных подходов. Они используют новые формы общения, которые пластично и красиво вводят особых посетителей в мир искусства, культуры и добра. К каждому ребенку здесь относятся как к полноценной личности со своими интересами и способностями.
Психологи и родители отмечают качественные изменения в эмоциональном и волевом развитии детей, у них появляется дополнительная возможность социального переноса полученного опыта в жизнь, происходит понимание прошлого, настоящего и будущего, осознание своего «Я». Происходят изменения в функционировании психических процессов, ощущения и восприятия, с точки зрения их базового развития.
Таким образом, музейная педагогика с ее межпредметной интеграцией, особой, неповторимой средой, является условием и средством успешности психического и социокультурного развития аутичных детей, где музей играет роль «возбудителя творчества». Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желание особых детей по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство выступает как средство формирования, развития и выражения эмоций. Доступная, вариативная форма позволяет детям присваивать знания в свободном индивидуальном объеме и режиме.
Итак, искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций, значительно расширяющего диапазон взаимодействия личности с обществом, формирующего механизмы самостоятельной оценки исторических пластов духовного опыта человечества, интерпретации зрительных образов, создающего в мире ребенка взаимосвязь прошлого – настоящего - будущего.
Следующая нетрадиционная технология работы с аутичными детьми, которую хотелось бы рассмотреть в рамках данной работы, это натуртерапия – «терапия природой». Данную нетрадиционную технологию можно рассмотреть на примере работы реабилитационного центра работы с аутичными детьми г.Санкт-Петербурга.
Технология натуртерапии в данном реабилитационном центре включает в себя три взаимосвязанных программы групповой работы: однодневные поездки за город в пределах Ленинградской области (без ночевок), двух-трёхдневные поездки на турбазу "Лена" (п. Лосево) и летний лагерь реабилитационного туризма "Онега".
Ключевым проектом среди них является «Онега», который обеспечивает непрерывность течения психотерапевтического процесса в дни школьных летних каникул. Лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества: дети с тяжелыми психическими заболеваниями и их родители, здоровые дети-котерапевты, дети с нарушениями социального поведения, волонтеры и специалисты (психологи, социальные работники, врач, инструкторы по туризму). Большая часть аутичных детей принимает участие в бытовой жизни своего домика и лагеря в целом, в сопровождении взрослых и сверстников участвует в лодочных и пеших походах. Данные условия позволяют родителям в тесном взаимодействии со специалистами напрямую включиться в психотерапевтический процесс и расширить собственное представление о возможностях своего ребенка и приобретают полезные навыки их воспитания.
Особо следует подчеркнуть роль сенсорной стимуляции в активизации психической деятельности дезадаптивных детей. Возможность пробовать новые виды движений (лазание, ползание, балансирование – а это обычные походные ситуации), испытывать разнообразные тактильные, слуховые и зрительные ощущения, находиться под воздействием меняющихся погодных условий оказывается очень важным для развития и совершенствования процессов сенсорной интеграции, изначально нарушенных у детей с тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы.
Дифференцирование процессов восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению нового социального и личного опыта, а активизация эмоционального и речевого общения помогают попыткам выразить и сообщить этот опыт.
Информация о ообразовании:
Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становитс ...
Что такое интернет и как он появился
безопасность жизнедеятельность интернет учитель На сегодняшний день интернет это одно из главных средств телекоммуникации. Нам он доступен практически везде, где бы мы ни находились. Но мало кто знает как, где и для каких целей создавался интернет. Интернет зародился в 70-х годах прошлого века. В т ...
Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей
Каким образом выражаются наши творческие способности? Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового оригинального. Но следуе ...