Ранний детский аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации.
В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом на основе уровневого подхода (К.С Лебединская, О.С.Никольская, (1988), В.ВЛебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, (1990)). Этот подход основывается на закономерностях развития эмоциональной регуляции здорового ребенка.
Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка. С этой целью используются различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Отечественные психологи подчеркивают важность при проведении этой работы ориентироваться на структуру уровней эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.).
Важной задачей психокоррекционной работы является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие прежде всего, с близкими для него людьми. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в раде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность аффективных контактов. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, Р.К. Ульянова).
Лечебно-педагогическая работа с детьми с синдромом раннего детского аутизма имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Важное значение имеет медикаментозное лечение, которое проводится строго дифференцирование, с учетом медицинского диагноза и преобладающих психомоторных нарушений.
Основными направлениями коррекционно-развивающей помощи детям с ранним детским аутизмом являются:
- Диагностическое направление направлено на:
определение уровня нарушений и ресурсов развития ребенка;
определение индивидуальных и личностных особенностей ребенка;
отслеживание динамики развития детей, оценка эффективности коррекционных программ (для воспитанников отделения).
- Психологическая коррекция направлена на:
формирование и развитие эмоциональных представлений, развитие эмпатии у аутичных детей;
формирование навыков саморегуляции поведения;
коррекцию психоэмоционального состояния;
развитие коммуникативных навыков;
социально – личностное развитие аутичных детей;
коррекцию и развитие детско – родительских отношений.
- Моторная коррекция направлена на:
общее физическое развитие аутичного ребенка, развитие координации движений;
формирование образа тела;
развитие межполушарного взаимодействия;
побуждение активности ребенка, снижение патологического напряжения;
формирование опыта достижений и неудач, переживания различных эмоциональных состояний.
- Педагогическая коррекция направлена на:
формирование, развитие, коррекция познавательной деятельности у детей с синдромом аутизма;
развитие высших психических функций;
формирование и развитие навыков учебной деятельности;
развитие речи и коррекция речевых нарушений, развитие коммуникативной функции речи;
развитие познавательной, волевой, мотивационной сферы ребенка средством продуктивной деятельности (рисование, лепка).
- Нейропсихологическая коррекция направлена на:
коррекцию и абилитацию работы отдельных функциональных зон мозга ребенка с синдромом аутизма;
гармонизацию работы мозга, улучшение межполушарных взаимодействий;
развитие высших психических функций аутичного ребенка.
- Социально-реабилитационная работа направлена на:
развитие социально – бытовой ориентировки у аутичных детей;
формирование навыков самообслуживания;
повышение уровня социально – психологической адаптации;
Информация о ообразовании:
Содержание и основные элементы российской системы образования
По мнению Аванесова В., реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием. В Российской Федерации устанав ...
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных
занятиях
Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже ...
Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
При рассмотрении понятия «занятие по рисованию как основная форма работы», следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задача ...