Ранний детский аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации.
В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом на основе уровневого подхода (К.С Лебединская, О.С.Никольская, (1988), В.ВЛебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, (1990)). Этот подход основывается на закономерностях развития эмоциональной регуляции здорового ребенка.
Психологическая коррекция направлена, прежде всего, на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. При этом, одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, уменьшения тревоги и страхов с одновременным увеличением произвольной активности ребенка. С этой целью используются различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Отечественные психологи подчеркивают важность при проведении этой работы ориентироваться на структуру уровней эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.).
Важной задачей психокоррекционной работы является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и нормализуя его взаимодействие прежде всего, с близкими для него людьми. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в раде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность аффективных контактов. Разработаны методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными детьми (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, Р.К. Ульянова).
Лечебно-педагогическая работа с детьми с синдромом раннего детского аутизма имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Важное значение имеет медикаментозное лечение, которое проводится строго дифференцирование, с учетом медицинского диагноза и преобладающих психомоторных нарушений.
Основными направлениями коррекционно-развивающей помощи детям с ранним детским аутизмом являются:
- Диагностическое направление направлено на:
определение уровня нарушений и ресурсов развития ребенка;
определение индивидуальных и личностных особенностей ребенка;
отслеживание динамики развития детей, оценка эффективности коррекционных программ (для воспитанников отделения).
- Психологическая коррекция направлена на:
формирование и развитие эмоциональных представлений, развитие эмпатии у аутичных детей;
формирование навыков саморегуляции поведения;
коррекцию психоэмоционального состояния;
развитие коммуникативных навыков;
социально – личностное развитие аутичных детей;
коррекцию и развитие детско – родительских отношений.
- Моторная коррекция направлена на:
общее физическое развитие аутичного ребенка, развитие координации движений;
формирование образа тела;
развитие межполушарного взаимодействия;
побуждение активности ребенка, снижение патологического напряжения;
формирование опыта достижений и неудач, переживания различных эмоциональных состояний.
- Педагогическая коррекция направлена на:
формирование, развитие, коррекция познавательной деятельности у детей с синдромом аутизма;
развитие высших психических функций;
формирование и развитие навыков учебной деятельности;
развитие речи и коррекция речевых нарушений, развитие коммуникативной функции речи;
развитие познавательной, волевой, мотивационной сферы ребенка средством продуктивной деятельности (рисование, лепка).
- Нейропсихологическая коррекция направлена на:
коррекцию и абилитацию работы отдельных функциональных зон мозга ребенка с синдромом аутизма;
гармонизацию работы мозга, улучшение межполушарных взаимодействий;
развитие высших психических функций аутичного ребенка.
- Социально-реабилитационная работа направлена на:
развитие социально – бытовой ориентировки у аутичных детей;
формирование навыков самообслуживания;
повышение уровня социально – психологической адаптации;
Информация о ообразовании:
Новые подходы в сфере
управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...
Исторические аспекты развития социально-педагогической
деятельности в Беларуси и России
История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...
Цели математического образования
Основными целями математического образования являются: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необх ...