Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей

Страница 2

С.Л. Рубинштейн (продолжая далее рассуждения на тему одаренности) пишет в своей работе, что особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Если талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто, то гений предполагает способность создавать что-то принципиально новое. Это неизбежно связано с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Обратимся еще раз к тому, как проявляются способности, а именно к тому, как проявляются творческие способности.

Существенным показателем значительности способностей в процессе их развития, отмечает С.Л. Рубинштейн, могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения. Иногда показателем одаренности может служить раннее их проявление. Однако следует учесть, что существует немало случаев, как в Науке, так и в искусстве, когда люди, ставшие крупнейшими учеными, писателями, художниками, в раннем возрасте не проявляли исключительных способностей. И, вероятно, одно из центральных условий полного раскрытия творческих способностей — это зависимость от общественных условий, то, что уже акцентировалось выше. Творческий гений должен обладать большой силой воли, если условия не являются благоприятными. С.Л. Рубинштейн в связи с этим пишет следующее: «Не подлежит сомнению, что некоторые люди, которые при благоприятных условиях могли бы широко развернуть свои способности и очень много создать, оказываются не в силах преодолеть те внешние препятствия, которые создают неблагоприятные условия для их развития». Теоретический обзор по нашему исследованию в данном случае требует переноса на процесс формирования творческих способностей у детей.

Воспитание и обучение — это те процессы, где происходит развитие творческих способностей. Поскольку «человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека продукт истории», то способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, Науки, искусства. Начало заключается в задатках, которые через деятельные контакты ребенка с окружающим миром, превращаются в многообразные способности. В свою очередь каждая способность развивается, совершенствуется, и порой высоко проявляется.

Каковы же условия, описываемые нами выше одним словом «окружающие», которые стимулируют это развитие?

Р. Кайл, уделяя детскому развитию большое внимание, выделяет следующие предпосылки:

Ребенку нравится данная область деятельности, и он испытывает почти неодолимое желание достичь в ней мастерства.

Обучение ребенка развивать свой талант обычно начинается довольно рано и ведется увлеченными и талантливыми педагогами.

Родители имеют твердое намерение поддерживать и продвигать талант своего ребенка.

Далее он подводит такой итог: «Все это говорит о том, что экстраординарные способности необходимо культивировать. Без одобрения и поддержки родителей, равно как без вдохновляющих и требовательных наставников, детский талант увянет».

С.Л. Рубинштейн созвучен с данной мыслью: «Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т.п., а вовсе не только их способностями. Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении».

Итак, развитие творческих способностей зависит от окружающих условий. Весь теоретический анализ, сделанный выше, подвел нас к этой мысли. А под окружающими условиями мы теперь с полной ясностью можем считать фактор наличия человека, который будет являться наставником, культивируя в развивающейся личности, как внутренние механизмы — в данном случае волевое усилие и интерес, так и создавая внешние благоприятные условия, способствующие накоплению знаний об окружающем мире, которые в свою очередь развивают врожденные задатки.

В процессе формирования творческих способностей участвуют два субъекта деятельности: учитель и ученик. Как правило, под учителем мы подразумеваем уже относительно сформированную личность, она уже не столько развивающаяся, сколько самосовершенствующаяся. Ученик же представляет собой личность развивающуюся. Возрастной диапазон «ученичества» затрагивает несколько периодов принятой в психологии возрастной периодизации. Поэтому, вероятно, под факторами, влияющими на развитие творчества в каждом возрастном периоде, несмотря на общие принципиальные положения, имеющие место в психологии, подразумеваются все же разные составляющие, что накладывает отпечаток и на построение педагогического процесса со стороны учителя в целом. Исходя из вышеизложенного, необходимо внимательно рассмотреть личность учителя и личность ученика на разных возрастных этапах, чтобы впоследствии объективно рассмотреть механизмы этого влияния на развитие творческих способностей. Педагогический процесс осуществляется на фоне педагогического общения.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Организация логопедической работы по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
При организации коррекционного воздействия необходимо учитывать основные принципы логопедической работы . Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения). В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дисграфии основной задачей логопедической работы является ...

Как готовиться к переэкзаменовке
Переэкзаменовка в ваши планы, конечно, не входила! Тем не менее, раз уж вам ее назначили, самым разумным будет начать готовиться к ней последовательно и конструктивно. Следующие ниже рекомендации помогут вам в этом. Смиритесь с ситуацией. Поддавшись чувству обиды за то, что вам назначили переэкзаме ...

Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, чт ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru