III группа - ситуации средней трудности, в которых большинство заикающихся достигают цели общения частично. В эту группу вошли три ситуации: а) общение со сверстниками в игре; б) свободная беседа с незнакомым человеком (общение двух коммуникантов); в) выступление на занятии в привычной обстановке. В первой ситуации основной причиной лишь частичного достижения коммуникативной цели являются особенности личности ребенка: негативизм, агрессивность либо наоборот - робость. В этих условиях партнер по игре теряется, не может выделить новые аргументы, задачи для регуляции поведения сверстника и достижения желаемой цели, отказывается не только общаться, но и от продолжения игры. Во второй ситуации для большинства заикающихся детей характерна краткость высказывания. Открытого негативного отношения к собеседнику у дошкольников нет. Но, в отличие от нормально говорящих сверстников, активности и инициативности в диалоге они не проявляют. У некоторых детей наблюдаются психические симптомы заикания - изменение стиля речи (телеграфный стиль). На вопросы взрослого они стараются отвечать кратко, вместо распространенных ответов чаще отвечают "Не знаю". В третьей ситуации оценка знаний большинства детей затрудняется в результате нарушения построения речевой программы высказывания. Вместо рассказа заикающиеся пользуются формой ответа, т.е. ждут наводящих вопросов воспитателя.
IV группа - трудные ситуации, в которых большинство заикающихся достигают цели общения частично или не достигают ее. К этой группе ситуаций относят: а) свободное общение с воспитателем в ситуации обвинения ребенка; б) выполнение поручения воспитателя в помещении детского сада; в) выполнение поручения воспитателя на улице. В первой ситуации причиной, по которой большинство детей частично не достигли цели общения или совсем не достигли ее, являлись ярко выраженные физические симптомы заикания. Страха перед общением дети не испытывают. Объяснить это можно значительной эмоциональной лабильностью заикающихся. Рассказывая о своих провинностях и о последующем наказании, ребенок находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Это состояние передается на моторную реализацию речевого акта. Возникают сильные, продолжительные тонические судороги речевой мускулатуры, сопутствующие движения, эмболофразии. В ситуациях выполнения поручения заикающиеся теряются в непривычной обстановке. У них нарушается ориентировочная деятельность, и дети не могут выделить коммуникативную задачу, уточнить программу речевого высказывания.
V группа - очень трудные ситуации, в которых большинство заикающихся не достигает цели общения. К этой группе относятся: а) выступление на занятии, ведущемся авторитарными методами; б) свободная беседа с незнакомым человеком в присутствии сверстников. При демонстрации знаний в непривычных условиях у заикающихся детей возникает страх за неправильный исход речевого общения. Аналогичную картину можно пронаблюдать и у нормально говорящих детей. Повышенный контроль за содержанием речи делает их рассказ менее эмоциональным, чем обычно, дети пользуются простыми распространенными предложениями, не проявляют своего отношения к теме. У заикающихся детей повышенный контроль за содержанием речи приводит к тому, что дети начинают проговаривать готовую фразу про себя. Это вызывало речевые судороги до этапа звукового осуществления высказывания. Звучащая речь сопровождается длительными судорогами, паузами, аграмматизмами на уровне словосочетаний, предложений и текстов. Во второй ситуации заикающиеся дети не хотят общаться со взрослыми. Появление негативной мотивации нарушает ориентировочную деятельность, и дети выбирают способ поведения, который не соответствует ситуации и нормам этикета: демонстрация агрессии, равнодушие, намеренная невоспитанность.
Информация о ообразовании:
Особенности исторического жанра художественной литературы
Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художественное воссоздание отличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без которого невозможно искусство; он изображает не только то, что было, н ...
Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках
интегрированного курса «Окружающий мир»
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического восприятия младших школьников, раскроем понятие "эстетическое восприятие", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического восприятия и ...
Как подготовиться к семинару
Семинары – мероприятия, не менее официальные, чем лекции. Эти практические занятия весьма эффективны для обсуждения и разбора материала. Представленные ниже рекомендации позволят вам продуктивно подготовиться к семинару. Относитесь к семинарским занятиям со всей серьезностью! На экзамене вы можете ...