III группа - ситуации средней трудности, в которых большинство заикающихся достигают цели общения частично. В эту группу вошли три ситуации: а) общение со сверстниками в игре; б) свободная беседа с незнакомым человеком (общение двух коммуникантов); в) выступление на занятии в привычной обстановке. В первой ситуации основной причиной лишь частичного достижения коммуникативной цели являются особенности личности ребенка: негативизм, агрессивность либо наоборот - робость. В этих условиях партнер по игре теряется, не может выделить новые аргументы, задачи для регуляции поведения сверстника и достижения желаемой цели, отказывается не только общаться, но и от продолжения игры. Во второй ситуации для большинства заикающихся детей характерна краткость высказывания. Открытого негативного отношения к собеседнику у дошкольников нет. Но, в отличие от нормально говорящих сверстников, активности и инициативности в диалоге они не проявляют. У некоторых детей наблюдаются психические симптомы заикания - изменение стиля речи (телеграфный стиль). На вопросы взрослого они стараются отвечать кратко, вместо распространенных ответов чаще отвечают "Не знаю". В третьей ситуации оценка знаний большинства детей затрудняется в результате нарушения построения речевой программы высказывания. Вместо рассказа заикающиеся пользуются формой ответа, т.е. ждут наводящих вопросов воспитателя.
IV группа - трудные ситуации, в которых большинство заикающихся достигают цели общения частично или не достигают ее. К этой группе ситуаций относят: а) свободное общение с воспитателем в ситуации обвинения ребенка; б) выполнение поручения воспитателя в помещении детского сада; в) выполнение поручения воспитателя на улице. В первой ситуации причиной, по которой большинство детей частично не достигли цели общения или совсем не достигли ее, являлись ярко выраженные физические симптомы заикания. Страха перед общением дети не испытывают. Объяснить это можно значительной эмоциональной лабильностью заикающихся. Рассказывая о своих провинностях и о последующем наказании, ребенок находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Это состояние передается на моторную реализацию речевого акта. Возникают сильные, продолжительные тонические судороги речевой мускулатуры, сопутствующие движения, эмболофразии. В ситуациях выполнения поручения заикающиеся теряются в непривычной обстановке. У них нарушается ориентировочная деятельность, и дети не могут выделить коммуникативную задачу, уточнить программу речевого высказывания.
V группа - очень трудные ситуации, в которых большинство заикающихся не достигает цели общения. К этой группе относятся: а) выступление на занятии, ведущемся авторитарными методами; б) свободная беседа с незнакомым человеком в присутствии сверстников. При демонстрации знаний в непривычных условиях у заикающихся детей возникает страх за неправильный исход речевого общения. Аналогичную картину можно пронаблюдать и у нормально говорящих детей. Повышенный контроль за содержанием речи делает их рассказ менее эмоциональным, чем обычно, дети пользуются простыми распространенными предложениями, не проявляют своего отношения к теме. У заикающихся детей повышенный контроль за содержанием речи приводит к тому, что дети начинают проговаривать готовую фразу про себя. Это вызывало речевые судороги до этапа звукового осуществления высказывания. Звучащая речь сопровождается длительными судорогами, паузами, аграмматизмами на уровне словосочетаний, предложений и текстов. Во второй ситуации заикающиеся дети не хотят общаться со взрослыми. Появление негативной мотивации нарушает ориентировочную деятельность, и дети выбирают способ поведения, который не соответствует ситуации и нормам этикета: демонстрация агрессии, равнодушие, намеренная невоспитанность.
Информация о ообразовании:
Способы оценивания и контроля знаний студентов
Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно- воспитательном процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации ...
Характеристика особенностей нарушения звукопроизношения у
детей с дизартрией
Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова в своих работах указывают, что при дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения ЦНС. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения п ...
Методика обучения основам математики посредством дидактических
игр и задач для дошкольников
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во ...